Тема учебного проекта: Былины. Автор: Дельмухаметова Олеся Сергеевна, учитель литературы МОУ «ООШ 32» Творческое название проекта: Путешествие по былинной Руси
Аннотация Историко-культурное значение русского былинного эпоса огромно. Он обладает исключительной познавательной ценностью. В былинах нашли отражение своеобразные черты времени их сложения и активного бытования. Произведения этого жанра передали дух времени, настроения русских людей в годы страшных испытаний. Они представляют собой художественную историю русского народа в период феодализма. Они выразили народные стремления и идеалы. Огромно и идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа. Тема «Былины» всегда присутствовала в школьных программах, накоплен богатый опыт по изучению произведений этого жанра. Этот опыт представлен в работах М.А.Рыбниковой, Е.Абелюк, Г.И.Беленького, В.Я.Коровиной, Т.С.Зепаловой, Н.Я.Мещеряковой и др. При выборе направления исследования мы остановились на одном из аспектов – изучение былин в школе на уроках литературы. Освоение жанра былин остается непростой задачей для школьников. Во-первых, дети не осознают ритмико-композиционных особенностей былин и поэтому плохо читают их выразительно; во- вторых, часто не отличают былинного, мифологического и сказочного героев; в-третьих, не видят жанровое особенности былины. Жанровое мышление должно быть, на наш взгляд, свойственно культурному читателю.
Участники проекта: Учащиеся 6 класса Учебные предметы проекта: литература Продолжительность проекта : 1 месяц
Цель: Познакомить учащихся с былинами как жанром русского фольклора. Задачи: Формировать умение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы. Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении жанра былины. Развивать логическое мышление учащихся.
Основополагающий вопрос: Как классифицируются былины, изучаемые в школьной программе?
Проблемный вопрос: 1.Можно ли не классифицировать былины?
Исследования учащихся 1.Что такое былина?? 2.Как классифицируются былины?
Виды деятельности групп: 1.Работа с информацией. 2.Подготовка презентации. 3.Составление кроссворда. 4.Выпуск буклета.
План применения проектов в школе: 1.Подготовительный этап (осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка целей) – Проектировочный этап (выбор тем исследований учащихся, формирование групп для проведения исследований) –
План применения проектов в школе: 3. Практический этап (сбор информации по выбранной теме, систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы в виде презентации, публикации, кроссворда и др.) – Заключительный этап (защита проектов и подведение итогов) –
Комплект методических материалов: Дидактический материал; Работы учащихся: Презентация; Кроссворд; Буклет. Веб – сайт проекта. Награждения. Учебно – методический пакет.
Вывод: Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научились работать с различными информационными источниками, а также ставить проблему, планировать ее решение, распределять задачи в группе, направленные на достижение общей цели. Учащиеся овладели навыками работы с Интернетом, программами Power Point, Publisher, Excel.
Список ресурсов: 1.Тулаева Е.Б. Славна богатырями земля русская. // Литература в школе. 2003, 3. 2.Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. - М.: Сов.энц, Курдюмова Т.Ф., Демидова И.А., Колокольцев Е.Н. и др. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. – М.: Дрофа, 2003