Разрабатываем бизнес-модель проекта Стартап-Школа 19 октября 2011 © Александр Патутин
Что такое бизнес-модель Бизнес-модель – это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги.
Что такое бизнес-модель Бизнес- модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.
Итого: Бизнес-модель проекта – это по сути схема вашего бизнеса, в которой в одну систему увязаны три главных вопроса:
Три главных вопроса Что и как делаем? В чем конкретно заключается наша основная услуга либо продукт?
Три главных вопроса Что и как делаем? В чем конкретно заключается наша основная услуга либо продукт? Для кого делаем? Кто будет нашим главным потребителем? Кто будет приносить нам не менее 60% объема предполагаемой выручки?
Три главных вопроса Что и как делаем? В чем конкретно заключается наша основная услуга либо продукт? Для кого делаем? Кто будет нашим главным потребителем? Кто будет приносить нам не менее 60% объема предполагаемой выручки? За что и каким образом нам будут платить клиенты?
Важно! Для одной и той же услуги, продукта или технологии могут быть разработаны РАЗНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ!
Оптимально: 2-3 варианта бизнес-модели, различающихся в зависимости от: разных групп потребителей разных потребностей одной и той же группы потребителей.
Проверка качества БМ Знаю ли я, кто (или что) будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным?
Архетипы бизнес-моделей Массачуссетского технологического института (2004) Что продается?Типы активов ФинансовыеФизическиеНематериальныеЧеловеческие Права на активы Существенное преобразование собственности (Создатель) Предприниматель (серийные предприниматели, фирмы-инкубаторы) Производитель (General Motors, Bethlehem Steel) Изобретатель (Lucent's Bell Labs) Создатель и продавец человеческих ресурсов (нелегальный бизнес) Ограниченное преобразование собственности (Дистрибьютор) Финансовый трейдер (Merrill Lynch, Goldman Sachs) Оптовый продавец/ритейлер (Wal-Mart, Amazon) IP трейдер (NTL Inc.) Дистрибьютор человеческих ресурсов (нелегальный бизнес) Использование (Владелец) Владелец финансовых активов (Bank of America, Fannie Mae, Aetna, Chubb) Владелец физических активов (Marriott, Hertz division of Ford) Владелец нематериальных активов (Microsoft, Wendy's, New York Times) Контрактор (Accenture, Federal Express) Подбор в соответствие с запросами (Брокер) Брокер по финансовым активам (eTrade, Schwab) Брокер по физическим активам (eBay, Priceline) IP брокер (Valassis) Брокер по человеческим ресурсам
Наиболее распространенные БМ Прямые продажи B2B, B2C, P2P, B2G, G2B B2BB2CP2PB2GG2B БМ «приманки и крючка» («модель бритв и лезвий») Посредническая БМ Регулярное обслуживание (подписка, абонентское обслуживание) Франчайзинг. В IT – есть и свои специфические БМ (Freemium, транзакционная модель, рекламная модель, продажа виртуальных товаров, продажа контента, информационное посредничество и др.)
Пример 1. Сегмент b2c Крытый скейтпарк Услуги скейтпарка (почасовая оплата) Сопутствующие услуги (кафе, магазин, туалеты, офис, прокат инвентаря – 200 м2) Другое (реклама, корпоративные и общественные мероприятия и др.).
Пример 2. Сегмент b2b ObedOS (obedos.ru) – автоматизированная система заказа обедов в офис. «ObedOS» (obedos.ru) - система класса B2C, предназначенная для предприятий общественного питания, специализирующихся на доставке обедов в офисы.
На всех этапах - бесплатно ограниченный функционал (freemium) На первом этапе - абонентская плата (~ у.е.) с поставщика обедов На втором этапе – процент от суммы заказов
Пример 3. Подписка/Freemium Браузерная детская образовательная игра «Рулимоны» ( «Рулимоны» ( - детская развивающая браузерная онлайн-игра с элементами социальной сети, рассчитанная на детей в возрасте 5-11 лет. Для детей «Рулимоны» - это место общения со сверстниками, развлечения и развития. Пользователь регистрирует игровой персонаж, для которого обустраивает дом, приобретет одежду и от имени которого общается в игре с другими пользователями. Приобретение предметов осуществляется за игровую валюту, которая зарабатывается в развивающих мини-играх, помогающих детям в развитии памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления.
Пример 4. Франчайзинг Сеть парков экстремальных развлечений
Бизнес-модель – франчайзинг. Продажа системы бизнеса, необходимого оборудования и документации, с последующим возмездным сопровождением и обслуживанием бизнеса. Обучение, консультации, сервисные услуги, поставки нового эксклюзивного оборудования и осуществление гарантийного и сервисного обслуживания.
Источники: (Елена Масолова) Архивы Minsk StartupWeekend, (
Проверка качества БМ Знаю ли я, кто (или что) будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным? Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов?
Проверка качества БМ Знаю ли я, кто (или что) будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным? Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов? Действительно ли НАШИ услуги/продукция уникальны на фоне конкурентов? Есть ли у нас ниша, в которой мы будем вне конкуренции?
Проверка качества БМ Знаю ли я, кто (или что) будет нашим главным конкурентом? Прямым? Косвенным? Знаю ли я, в чем уникальность услуг/продукции конкурентов? Действительно ли НАШИ услуги/продукция уникальны на фоне конкурентов? Есть ли у нас ниша, в которой мы будем вне конкуренции? Есть ли у нас уже сейчас ресурсы, которые обеспечат нам уникальность? (например, уникальный опыт в какой-то области, или технологии, или земельный участок с уникальным расположением).
Вопросы? Александр Патутин