«… Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.» К.Д.Ушинский
В современной школе необходим поиск путей активизации процесса обучения, которые помогут сделать его интересным, эффективным, доступным для сохранения большого объёма информации. Знания должны усваиваться не путём заучивания, а путём их сознательной переработки.
« Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
ПричиныПути преодоления 1.Недостаточное чувство коллективизма при решении учебных вопросов. 1.Использование игры (ролевые, познавательные). 2.Высокая утомляемость учащихся в результате однотипной работы. 2.Эффективное использование занимательных заданий. 3.Учебный материал слишком сложен для учащихся. 3.Поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей, помощь «слабым». 4.Отсутствие проблемности в подаче материала. 4.Поощрение интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся, демонстрация конкретных и доступных для учащихся путей улучшения учебных результатов. 5.Отсутствие занимательности в самом изучаемом материале. 5.Использование игровой методики, состязательности. 6.Материал слишком лёгкий для усвоения.6.Использование заданий с разным уровнем сложности, материал подаётся проблемно. 7.Недостаточная подготовка учащихся к современной жизни. 7.Успешное сочетание учебной и внеучебной деятельности. Организация научно- исследовательской деятельности.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования и создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Необходимо создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет им думать, открывать новое, размышлять. Этому способствует использование на уроках разнообразных методов и приёмов. «Метод – это способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность». (философский словарь) методы Объясните льно- иллюстрат ивный репродук тивный Проблемное изложение материала эвристиче ский исследова тельский
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Необходима система средств и приёмов возбуждения поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам. Нетрадиционные, проблемно- развивающие, личностно- ориентированные, игровые уроки делают школьника активным участником учебного процесса.
Общественный смотр – знаний. Урок – диспут. Урок с применением ИКТ. Мозговой штурм
Урок – сочинение Урок – выпуск «живой газеты» Урок изобретательства
Урок –лекция Урок – семинар Урок решения задач Урок – экскурсия Урок – практикум Нетрадиционный эксперимент
Урок защита знаний, идей Урок встреча Урок - диалог
Урок – сказка Урок – сочинение Урок – выставка Урок фантастический проект Урок - проект
Урок – гостиная Урок – путешествие в будущее Урок – экспедиция Путешествие по стране
Урок-эстафета Урок-викторина Проверочный кроссворд Урок «Что? Где? Когда?» Урок «Устный журнал»
Парный опрос Урок – консультация Урок – семинар Ученическая конференция
«Вся наша жизнь – игра» У.Шекспир. Играют люди на планете Играют птицы и жуки, Играют все, но только дети Играют ото всей души. И если в школе на уроке Вдруг доведется поиграть, То нет счастливее на свете И выучат все всё «на пять».
Ролевая игра Обобщающие игры Дидактические игры Урок –КВН Урок –соревнование Деловая игра
Типология игр по функциям Обучающая Развитие общеучебных умений и навыков Развлекательная Превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение Коммуникативная Объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов Релаксационная Снятие эмоционального напряжения при интенсивном обучении
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать, укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Спасибо за внимание