ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКОВ Виды рынков по законодательствупо отраслям по территориальному признаку
нелегальный ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров. Нелегальным является и «черный рынок». На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие) легальный подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством Классификация рынка по законодательству
Классификация рынка по отраслям рынок потребительских продуктов (продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.); рынок средств производства (оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.); рынок услуг; рынок труда (для работодателей и наемных работников); рынок научных и опытно-конструкторских разработок; рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях); рынок ценных бумаг; рынок валют; рынок духовных благ
Классификация рынка по территориальному признаку региональный; национальный; мировой;
Формы рыночных отношений По способам связи между участниками рынка По видам оплаты По объему продаж
Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель сбывает полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Формы рыночных отношений по способам связи между участниками рынка
Формы рыночных отношений по видам оплаты бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой; продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку); реализация продукции по безналичному расчету; продажа товара наложенным платежом; реализация товаров в кредит; предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
Формы рыночных отношений по объему продаж Оптовая торговля торговля: продукты закупаются оптом торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи Розничная торговля купля-продажа преимущественно потребительских благ в небольших количествах (в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках)
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА Ценообразующая; Информирующая; Регулирующая; Посредническая; Стимулирующая; Оздоравливающая
ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Основныерыночныефакторы Спрос и предложение КонкуренцияЦены
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА Отличительными чертами рыночной системы являются: самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка