ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Московские школы могут перейти на эффективный учебный план по мере готовности и использовать его для уровней основного общего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовые основы реализации эффективного учебного плана 1.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
1 ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. 2 Базовыми документами для разработки основной образовательной программы являются : 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Введение ФГОС СОО Учебный план Вебинар РИП на базе гимназии 1505 Баграмян Эммануил Робертович, научный консультант РИП, кандидат педагогических наук.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРЕСТОВА Г.А
Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования июнь 2012 года.
Особенности формирования учебного плана пятых классов на 2013/2014 учебный год Латунова Н.Е.- консультант Самарского управления министерства образования.
Ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности.
О внедрении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в условиях массовой школы.
Введение ФГОС СОО Учебный план Вебинар РИП на базе гимназии 1505 Баграмян Эммануил Робертович, научный консультант РИП, кандидат педагогических наук.
определяет: максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования:
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Нормативно - правовая база I – е классы В учебном году содержание учебного процесса определяет следующий пакет документов : Для I- ых классов,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ключевые особенности ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану
Транксрипт:

ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Московские школы могут перейти на эффективный учебный план по мере готовности и использовать его для уровней основного общего и среднего общего образования.* * Основание: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

Базовыми документами для разработки основной образовательной программы являются : 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральные государственные образовательные стандарты.* 3. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»** * Утверждены Приказами МОиН РФ: - от 06 октября 2009 г. 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. 1241, 22 сентября 2011 г. 2357, от 18 декабря 2012 г. 1060); - от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - от 17 мая 2012 г. 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» ** Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189 "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (с изменениями и дополнениями)

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт (в части требований к «Организационному разделу основной образовательной программы») НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ сроки и объем часов на освоение рабочей программы по отдельному предмету, ОПРЕДЕЛЯЕТ минимальное и максимальное количество часов учебных занятий и перечень обязательных предметов.

Уровень общего образования Нормативный срок освоения программы Min количество часов учебных занятия Max количество часов учебных занятия Max количество часов внеурочной деятельности Max допустимая нагрузка по СанПиН (часов/нед) НОО до 1350 (~ 10 час/нед) ООО не указано в тексте ФГОС ООО СОО до 700 (~ 10 час/нед)

Органом исполнительной власти города Москвы утвержден норматив на реализацию образовательной программы*, не выраженный в обязательном количестве часов. (Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве») Таким образом, образовательное учреждение получает субсидию на реализацию основных образовательных программ по уровням образования. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании» в части 3 статьи 28 утверждено право образовательной организации на «разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации», неотъемлемой частью которых является учебный план.

Такой способ организации учебного процесса предполагает: 1. дистанционную поддержку отдельных курсов; 2. возможность разработки «гибкого» расписания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметные области и предметы в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года 1241 Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 года 1060) Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура

Предмет/класс Количество часов в неделю Нормативный документ Физическая культура 1-4 классы 3 Приказ Минобрнауки РФ от г. 1312, Письмо Минобрнауки РФ от г. ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» Основы религиозных культур и светской этики 4 класс 1 Поручение Президента Российской Федерации от г. Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 16. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 16. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года 2357

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года 2357

источникинформация Приказ Минобрнауки РФ 2357 от г План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Приказ Минобрнауки РФ 1241 от г. 17. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: Филология русский язык, родной язык литература, родная литература иностранный язык второй иностранный язык Общественно-научные предметы история России всеобщая история обществознание география Математика и информатика математика алгебра геометрия информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России Выполняется в рамках предмета ОРКСЭ (4 класс) Естественно-научные предметы физика биология химия Искусство изобразительное искусство музыка Технология технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности физическая культура основы безопасности жизнедеятельности

Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Предметы / курсы по выбору Индивидуальные учебные планы

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30 % от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Норматив финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в учреждениях данного региона основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта в расчете на одного обучающегося в год, определяемый с учетом направленности образовательных программ, форм обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на аудиторную и внеурочную деятельность.

Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать: описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как: кружки художественные студии спортивные клубы и секции юношеские организации краеведческая работа научно-практические конференции школьные научные общества олимпиады поисковые и научные исследования общественно полезные практики военно-патриотические объединения и т. д.

24 В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189 "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» «Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3». Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах При 5-дневной неделе, не более – – – 1134 Таблица 3. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится по всем изучавшимся учебным предметам. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, проводится в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам: «Русский язык и литература»; «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»; «Иностранный язык». Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная (итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена. Допускается прохождение обучающимися государственной (итоговой) аттестации по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

15. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу. Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются: -учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; -внеурочная деятельность.

10. Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в том числе учитывающие специфику и возможности образовательного учреждения. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

В учебные планы могут быть включены: дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением Например: «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.

Учебный план среднего (полного) общего образования (далее – учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

Учебные планы определяют состав и объём учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения. Образовательное учреждение: предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих: 1.учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», 2.дополнительные учебные предметы, 3.курсы по выбору обучающихся; обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: 1.естественно-научный, 2.гуманитарный, 3.социально-экономический, 4.технологический, 5.универсальный. при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:

Филология «Русский язык и литература»; «Родной (нерусский) язык и литература». БУ Иностранные языки «Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни); «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни). БУ Общественные науки «История» (базовый и углубленный уровни); «География» (базовый и углубленный уровни); «Экономика» (базовый и углубленный уровни); «Право» (базовый и углубленный уровни); БУ «Обществознание» (базовый уровень); «Россия в мире» (базовый уровень). Б Математика и информатика «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни); «Информатика» (базовый и углубленный уровни). БУ Естественные науки «Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый и углубленный уровни); «Биология» (базовый и углубленный уровни); БУ «Естествознание» (базовый уровень). Б Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности «Физическая культура» (базовый уровень); «Экология» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). Б

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны: содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

План внеурочной деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет: состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (до 700 часов за два года обучения). Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.