Воронина Татьяна Анатольевна учитель русского языка и литературы Нижне-Колыбельский филиал МБОУ лицей село Хлевное 2011/2012 – 2013/2014 учебные годы
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.
ЦЕЛЬ выработать оптимальную систему приемов и упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, позволяющую формировать активную самостоятельную позицию учащихся в обучении русскому языку.
в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей связной устной и письменной речи; содержание уроков должно способствовать формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности; в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала; в сфере мотивации – курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально- волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Задачи:
МЕТОДЫ 1. Метод стимулирования познавательной активности. 2. Частично-поисковый и эвристический методы. 3. Объяснительно-иллюстративный метод. 4. Метод комбинированного контроля.
Орфографический алгоритм по методу М. Р. Львова
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов решения орфографических задач:
Метод опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова Принципы методики : - многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками ; -личностно ориентированный подход; -гуманизм (все дети талантливы); -учение без принуждения; -бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, наличие перспективы для исправления, роста; -соединение обучения и воспитания. Особенности содержания: - материал вводится крупными дозами; -поблочная компонента материала; -оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов; -опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению информация.
Опорная схема по методу Ю. С. Меженко
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. Повышение интереса к изучаемому материалу. Интеграция с ИКТ-технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций). Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения и способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям:
1. Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания). 2. Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки). 3. Умение соотносить орфограмму с определённым правилом. 4. Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму). 5. Умение осуществлять самопроверку. Условия формирования орфографической зоркости в рамках ФГОС:
Алгоритм обучения орфографическому правилу: 1. Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила. 2. Объяснение орфограммы на подобранных примерах. 3. Кодирование правила. 4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму. 6. Работа с сигнальными карточками. 5. Буквенный и цифровой диктанты. 7. Словарный диктант. 8. Выборочный диктант. 9. Предупредительный и объяснительный диктанты. 10. Контрольный диктант.
Определяемые правилами Не проверяемые правилами Проверяемые ударением чередующиеся Трава травы Сосна сосны Слагать - сложить Растение – росли Искл. Отрасль – росток Топор Винегрет балкон Работа над ошибками Фамилия, имя, класс уч-ся Пример ОшибкаОрфограмма бескорыстныйПравописание приставок на з и с Исписанной, избежать.
Таблицы Т.Я.Фроловой
Новизна опыта - состоит в системе обобщённо-сопоставительных правил, направленных на предупреждение ошибок в процессе обучения орфографии и пунктуации, на формирование орфографических знаний, умений и навыков, ориентируясь на минимальный объём базовых теоретических знаний и умений, актуализируемых на основе транспозиции в связи с изучением норм правописания; на обеспечение закрепления навыков системой попутного повторения и системой упражнений, мотивирующих применение орфографических знаний и умений при создании собственного речевого высказывания.
Задачи: - представить орфографию и пунктуацию в системе, усилить обобщающее значение теории; -организовать попутное повторение в виде стройной научной системы; -создать условия для формирования практических навыков грамотного письма; -облегчить сложные разделы, освободить от длинной цепочки рассуждений путём использования алгоритмов; -углублять знания учащихся по определённой теме; -обеспечить развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и творческой инициативы учащихся.
Учебный процесс.
Анализ мониторинга по русскому языку в 6 классе за 1 и 4 ч уч. года
Успеваемость и качество знаний по русскому языку в 7 классе в 1 и 4 ч уч. года.
класс кол- во уч-ся На 5 На 4 На 3 На 2 Вып. раб. Допущенные ошибки Безуд. гл. в корне Правопис. -тся -ться о-ё после шипящих Непров. глас. Провер. согл. в корне Анализ контрольных диктантов по русскому языку в 6-7-х классах в I четверти 2011/2012 года Анализ контрольных диктантов по русскому языку в 6-7-х классах в IV четверти 2011/2012 года класс кол- во уч-ся На 5 На 4 На 3 На 2 вып. раб. Допущенные ошибки Безуд. гл. в корне Правопис. -тся -ться о-ё после шипящих Непровер. гласная Пров. согл. в корне
Анализ результатов репетиционного экзамена в формате ГИА по русскому языку 9 ж класс 2013/2014 г Качество знаний – 33% 16 %
Нижне-Колыбельский филиал МБОУ лицей село Хлевное учебный год. Репетиционный экзамен по русскому языку (ГИА) от 30 декабря Репетиционный экзамен по русскому языку (ГИА) от 24 марта Ф. И. уч-сяКол-во баллов за работу 1. Воронин Давид5 2. Костюкова Светлана16 3. Панов Илья5 4. Стрельцова Виктория8 Ф. И. уч-сяКол-во баллов 1. Воронин Давид16 2. Костюкова Светлана19 3. Панов Илья12 4. Стрельцова Виктория12 «3» – 18 баллов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижне-Колыбельский филиал МБОУ лицей село Хлевное Презентацию подготовила - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории – Воронина Татьяна Анатольевна