«Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»
Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается А.С. Макаренко
Формирование УУД Внеурочная деятельность Урочная деятельность УУД Универсальные учебные действия - элемент преемственности урочной, внеурочной и внеучебной деятельности- обеспечивают целостность содержания образования Внеучебная деятельность
Учебная деятельность в подростковом возрасте - основа развития универсальных учебных действий. Проектная и исследовательская деятельность – основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы - основа для формирования ИКТ - компетентности школьников.
Урочными занятиями (70%) считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
«Внеурочная деятельность это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».
К внеурочным формам(30%) освоения содержания предметных областей относятся: экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.); спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты, стажировка, аналитические и рефлексивные сессии; выездная школа-интенсив, дистанционное обучение)
К формам организации внеучебных видов деятельности можно отнести: кружки, школьный театр, информационный пресс-центр, тренинги (психологический, управленческий), студии (художественная, музыкальная, киностудия и т.д.); секции (спортивные), клубы, конференции, научные школьные общества; соревнования, поисковые и научные исследования; общественно-полезные и социальные практики.
Направления внеучебной деятельности: 1. Спортивно – оздоровительное 2. Общекультурное 3. Общеинтеллектуальное 4. Духовно – нравственное 5. Социальное
Третий уровень Второй уровень Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма Первый уровень Приобретение социальных знаний Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Приобретение опыта самостоятельного общественного действия Классификация результатов внеурочной деятельности
Виды УУД Коммуникативные ( сотрудничество, взаимодействие, коммуникативно – речевые действия) Познавательные ( общеучебные действия, логические действия, постановка и решение проблем ) Регулятивные ( организация учебной деятельности, саморегуляция ) Личностные (смыслообразование, самоопре деление, нравственно – этическая ориентация)
Этапы возрастного развития – первый этап – этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
Этапы возрастного развития – второй этап –этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта». 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
Модель развития компетентности знать уметь владеть быть
Форма календарно – тематического планирования ТемаОбщее кол-во часов Кол-во часов обязат ельно й части Неурочные формы организации образовательного процесса Проекты, решение проектных задач Познава тельные лаборат ории Творчес кие мастерс кие Учебные занятия Экскурс ии, экспеди ции