РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна
Введение В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
Карл Павлович Брюллов Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ- «Последний день Помпеи» ( )- он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинства, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем»,-писал поэт- современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму.
Оно проявилось во всех его картинах- «Автопортрете», «Всаднице» и д.р.
Орест Адамович Кипренский Ярким представителем романтизма в живописи стал замечательный портретист Орест Адамович Кипренский. Он создал замечательные по своей выразительности портреты А.С.Пушкина и А.Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений переживаний своих героев, известных всей России.
Василий Андреевич Тропинин Ярким представителем романтизма в живописи стал замечательный портретист Василий Андреевич Тропинин. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любым делом. Он знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А.С.Пушкина.
Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др.
Александр Андреевич Иванов Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет ( ). Основная идея картины- уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему.
Павел Андреевич Федотов Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.
Алексей Гаврилович Венецианов Рождение популярного в 19 веке бытового жанра связанного с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».
Работы 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка».
Вывод Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832г. В Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.
Список литературы История России, XIX век, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г..-М.: Просвещение, СД. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010