г. Тамбов 2012 г. Разработал: Т.А.Малахова старший воспитатель МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г.Котовска Тамбовской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации ) специалистов Республики Коми « Коми республиканский институт развития образования » - Федеральная стажировочноая площадка по направлению « Модернизация муниципальных систем дошкольного образования » (2011 – 2013 гг.)
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Использование ИКТ позволит модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность и качество образования, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.. Использование ИКТ позволит модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность и качество образования, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу. Первостепенной задачей становится повышение ИКТ - компетентности, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет. « Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным « довеском » в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество » ( Из « Концепции долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года »).
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно - образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно - компьютерной компетентности, к тому же педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера : дефицит бюджета, не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств
Повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс ДОУ информационно - коммуникационных технологий, развитие ИКТ - компетентности воспитателя ДОУ. Назначение проекта. формирование информационной компетентности участников образовательного процесса ; оснащение образовательного пространства средствами ИКТ ; применение ИКТ в образовательном процессе. Основные направления реализации проекта
Задачи организовать работу по повышению квалификации и методической поддержке педагогов в области использования информационных технологий расширить область применения ИКТ в ДОУ ( внедрение электронного мониторинга результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, сопровождение образовательного процесса ) скоординировать информационное взаимодействие ( сайт, электронная почта ) с родителями, другими учреждениями совершенствовать материально - техническое оснащение ДОУ создать банк информационно - образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ. Цель проекта - создание условий для внедрения ИКТ в ДОУ, повышения информационной компетентности педагогов и всех участников образовательного.
создание единого информационного пространства ДОУ. повышение ИКТ - компетентности педагогов ; разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов ; активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов педагогами и как следствие повышение качества и эффективности образовательного процесса ; повышение уровня освоения воспитанниками программного содержания, познавательной активности ; улучшение материально - технической базы ; автоматизация процессов мониторинга результатов образовательной деятельности, создание электронной базы данных педагогов, воспитанников ; создание банка медиарусурсов ( мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ для детей, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ ); вовлечение родителей в единое информационное пространство ДОУ. создание единого информационного пространства ДОУ. повышение ИКТ - компетентности педагогов ; разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов ; активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов педагогами и как следствие повышение качества и эффективности образовательного процесса ; повышение уровня освоения воспитанниками программного содержания, познавательной активности ; улучшение материально - технической базы ; автоматизация процессов мониторинга результатов образовательной деятельности, создание электронной базы данных педагогов, воспитанников ; создание банка медиарусурсов ( мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ для детей, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ ); вовлечение родителей в единое информационное пространство ДОУ. Ожидаемые результаты
Подготовительный ( декабрь 2012 г.) - разработка нормативно - правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные нормативные акты ( должностные инструкции, внесение изменений в положение о стимулирующих надбавках ); изучение уровня владения ИКТ, потребности педагогов в повышении ИКТ – компетенции ; разработка плана работы по повышению ИКТ - компетентности участников образовательного процесса ; разработка плана работы по созданию материально - технической базы необходимой для реализации проекта. Основной ( январь – май 2013 г.) Реализация проекта осуществляется через : оснащение образовательного пространства средствами ИКТ ; через обучение педагогов ИКТ ; через активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми ; через организацию работы с семьей посредством привлечения информационных ресурсов. Заключение ( июнь 2013 г.) Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.
Мероприятия, направленные на повышение ИКТ - компетентности педагогов Мероприятия, направленные на применение ИКТ в образовательном процессе. Мероприятия, направленные на оснащение образовательного пространства средствами ИКТ
Показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта повышение технического оснащения ДОУ ; повышение ИКТ – компетенций педагогов ; повышение уровня возможностей использования ИКТ воспитателями в образовательном процессе ; наличие ЦОР, разработанных педагогами ДОУ ; использование медиатеки ; наличие и периодичность администрирования личных страничек педагогов, групп на сайте ДОУ. Индикаторы : ИКТ - компетентность педагогов ; доля педагогов, использующих ИКТ в образовательном процессе ; доля педагогов, участвующих в преобразовании и разработке цифровых образовательных ресурсов ; доля педагогов, активно использующих ресурсы Интернет.
Возможные рискиПредупреждение рисков 1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами 1.Использование универсального мобильного оборудования (переносных ноутбуков) 2. Привлечение внебюджетных средств (оказание дополнительных платных образовательных услуг, участие в конкурсах, гранты, привлечение спонсорской помощи организаций и частных лиц) 2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. 1. Повышение квалификации работающих педагогов в «Школе педагогического мастерства», организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов 2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
готовность управленческого аппарата и педагогического коллектива к реализации проекта ; достаточное ресурсное обеспечение. готовность управленческого аппарата и педагогического коллектива к реализации проекта ; достаточное ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение проекта Ресурсное обеспечение проекта Нормативно - правовое : разработка нормативно - правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные нормативные акты ( должностные инструкции, положение о стимулирующих надбавках ) Научно - методическое : создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ ; создание модели информационно - методического и технического обеспечения воспитательно - образовательного процесса ДОУ ; организация работы « Школы педагогического мастерства » по программе повышения ИКТ - компетентности ; разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта ; оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми. Кадровое : создание условий для повышения квалификации, участвующих в реализации проекта ; подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике ; создание творческих групп из высококвалифицированных и креативных специалистов для работы по реализации проекта в ДОУ. Материально - техническое : совершенствование материально - технической базы ДОУ в сфере информатизации : ( приобретение ноутбуков в группы (5 шт.); приобретение детских ноутбуков (6 шт.); подключение вайфай ) Финансовое : смета расходов ДОУ ; внебюджетные средства ( оказание дополнительных платных образовательных услуг, участие в конкурсах, гранты, привлечение спонсорской помощи организаций и частных лиц ).
Проект имеет практико - ориентированных характер. Тема проекта актуальна для педагогов ДОУ ; ей присуща новизна ; проблема, лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью. Цель конкретна, достижима, измерима. Разработан механизм совершенствования информационной среды ДОУ с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса. Разработан комплекс мероприятий для формирования ИКТ - компетентности педагогов, их заинтересованности, включения их в активную деятельность. Проект имеет практико - ориентированных характер. Тема проекта актуальна для педагогов ДОУ ; ей присуща новизна ; проблема, лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью. Цель конкретна, достижима, измерима. Разработан механизм совершенствования информационной среды ДОУ с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса. Разработан комплекс мероприятий для формирования ИКТ - компетентности педагогов, их заинтересованности, включения их в активную деятельность.