Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе Панченко Алла Васильевна Учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ лицей 59 г.Сочи
Согласованная деятельность полушарий мозга У здорового человека оба полушария работают согласованно. Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления. В осуществлении движения конечностями также участвуют оба полушария, при этом в «ведении» левого полушария находятся правые рука и нога, а в «ведении» правого – левые рука и нога.
Мир вокруг нас приспособлен для праворуких людей Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой.
Проблемы леворуких детей Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт. Сложнее леворукий ребенок осваивает технику написания букв и все известные виды рукоделия, а это может вызвать трудности в школе. Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или при помощи подготовленного педагога.
Как решают проблемы леворуких детей В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная литература для педагогов и родителей, однако практически совершенно ничего не делается для того, чтобы научить левшу пришить пуговицу или научиться вязать.
Советы родителям леворуких детей 1.Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости. 2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка. 3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
4. Определять ведущую руку целесообразно в 4- 4,5 года. 5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. Сложность положения усугубляется тем, что нет методик обучения.
Причины индивидуального подхода к леворуким детям В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но нет конкретных разработок практических методик по трудовому обучению. Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению леворуких учеников и на уроках технологии. Поэтому целесообразно модифицировать методику вышивания, существующую для правшей в специальную систему обучения левшей, учитывая их различия между собой.
Анализ проблем при работе с леворукими детьми За время 20-летней работы я перечитала много публикаций, но везде встречались только методики для учеников, владеющих правой рукой. Однако для меня, равно как и для детей всегда возникала трудность при выполнении различных видов работ левой рукой. А детей, с преимущественным владением левой рукой, с каждым годом всё больше и больше появляется в школах. Наравне с другими детьми они стремятся овладеть таким видом рукоделия как вышивка и вязание.
Именно по этой причине возникла необходимость разработки собственной методики для леворуких детей. Мною были разработаны технологические инструкционные карты методов вышивания крестом, инструкционные карты для вязания крючком для детей с перцептивной (перцепт - то, что воспринято) деятельностью, связанной с функциональной асимметрией мозга.
Но первоначально хочу предложить вам сравнительную таблицу, выполненную компьютерным методом зеркального отражения объекта, которая даёт наглядное представление о том, как видит процесс вышивания и выполняет его праворукий и леворукий человек. Содержание операции Правой рукой Левой рукой Вышивание горизонтальн ыми рядами снизу вверх Вышивание горизонтальн ыми рядами снизу вверх Первый (нечетный) ряд идет справа налево(а). Верхние стежки (четный ряд) прокладываются сверху вниз слева направо (б). Первый (нечетный) ряд идет слева (а). Верхние стежки (четный ряд) прокладываются сверху вниз справа налево (б).
Технологическая карта 1 (вышивка крестом) «Семь шагов к успеху» 1.Закрепляем ткань в пяльцы.
2. Протяните иголку с ниткой из нижнего правого угла начальной «клеточки» с изнаночной стороны вышивки на лицевую.
3. Затем вставьте иглу с нитью в левый верхний уголок «клеточки» и протяните на изнаночную сторону.
4. Проденьте иглу с ниткой в петельку, чтобы закрепить нить.
5. Сделайте стежок из левого нижнего угла «клеточки». 6. В правый верхний угол «клеточки».
7. Крестик готов!
Технологическая карта 2 «Вывязывание цепочки из воздушных петель крючком» Положение крючка в руке Крючок держим в руке как ручку.
Положение нити в руке Возьмите конец нити и расположите её вокруг пальцев.
Выполнение соединительной петли Сформируйте петлю и введите крючок слева на право.
Выполнение воздушной петли Захватите нить крючком, чуть затяните её пальцами и протяните через петлю.
Данная методика разработана в помощь учителю технологии и является результатом моих многолетних наблюдений и исследований при работе с детьми, выполняющими все виды рукоделия только левой рукой. Но она, прежде всего, предназначена для детей, позволяет всем им гораздо легче адаптироваться в мире правшей. Помогает выполнять творческие работы, полностью используя свой потенциал и свои возможности, не ущемляет интересы леворуких учеников. Наоборот это позволяет им чувствовать себя уверенно в любом жизненном пространстве и быть равными среди равных.
Литература 1.Андреева З.Ф., Сорокина Л.М. Вяжем сами. Издательство Радянська школа, 1981г. 2.Уайзмэн Н.М. Самоучитель по вязанию крючком. Издательство Астрель, 2009г. 3.Джейн Гринофф "Вышивка крестом. Настольная книга. Издательство Эксмо, 2006г. Интернет – ресурсы