Не мыслям надо учить, а мыслить. Иммануил Кант Автор: Медведева С.В., учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Advertisements

Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 3 29 марта 2013 г. ПЕДСОВЕТ.
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Урок в начальной школе в аспекте системно-деятельностного подхода Кузнецова Маргарита Павловна Учитель начальных классов МБОУ «Строевская СОШ»
Транксрипт:

Не мыслям надо учить, а мыслить. Иммануил Кант Автор: Медведева С.В., учитель биологии

Сравнительные особенности традиционного и современного уроков ОсобенностиТрадиционный «знаниевый» Современный «способностный» Цель формирование знаний, умений и навыков формирование УУД Функция учителя носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм организатор сотрудничества, консультант Позиция ученикапассивное усвоение знаний активность наличие интереса Характер и стиль взаимодействия авторитарность монологичность демократичность диалогичность

Сравнительные особенности традиционного и современного уроков ОсобенностиТрадиционный «знаниевый» Современный «способностный» Формы организации взаимодействия фронтальные индивидуальные парные групповые Методы обучения иллюстративно- объяснительные проблемные поисковые исследовательские Ведущий тип деятельности репродуктивный воспроизводящий продуктивный творческий Формула обучения знания – репродуктивная деятельность проблемная деятельность – рефлексия знаний

Требования к современному уроку 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке.

РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЕПОЛАГА НИЕ НА УРОКЕ ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА УРОК МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Проектирование урока как технологической цепочки

Типология уроков Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок развивающего контроля Урок общеметодологической направленности

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения) Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Структуры уроков Этапы Урок открытия нового знания Урок развивающего контроля Урок отработки умений и рефлексии Урок общеметодологической направленности 1 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 1. этап мотивации 2 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3 3. Этап выявления места и причины затруднения 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 5 5. Этап реализации построенного проекта 6 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 7 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8 8. Этап включения в систему знаний и повторения 8. Этап решения заданий творческого уровня 8. Этап включения в систему знаний и повторения 4. этап включения изученного в систему знаний 99. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности 9. Этап рефлексии деятельности на уроке 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Структура урока в технологии деятельностного метода 1.Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Структура учебной деятельности Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка КИ П цель проект Рефлексия Реали- зация проекта Мотивация

Технология деятельностного метода Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действий. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительская рефлексия. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов УД.

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие

Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода 1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока). 2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут). 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все). 4. Сколько учеников получили оценки (должны все). 5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут). 6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено). 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено). 8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).

Способствуют успеху урока: хорошее знание материала; бодрое самочувствие; продуманный план урока; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; «рыхлая» композиция урока; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен