Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Проект «Интеллект- XXI» г.Рыбинск 2012г.
Принципы подхода к реализации проекта ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ. Опора на методы психодиагностики; Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка: - отслеживание актуального психолого-педагогического статуса каждого ребенка школы в сложные критические возрастные периоды. - прогнозироватние зоны ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных возможностей и способностей.
Концепция одаренности Джозефа Рензулли (три группы качеств) Общие или специальные способности выше среднего; Высокий уровень включенности в задачу; Высокий уровень креативности.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В школьном ПРОЕКТЕ «ИНТЕЛЛЕКТ-XXI» 1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими обучающимися; 2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; 3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; 4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; 5. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей; 6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Оптимальный результат обучения достигается Изменением содержания учебных программ, Изменением методов обучения Сочетанием основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения. ( - вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета; - горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний).
Направления стратегии обогащения Расширение кругозора знаний об окружающем мире; Самопознание; Углубление знаний и развития инструментария получения знаний; Развитие творческого мышления. Учебный материал должен соответствовать следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1.Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития. 2.Разнообразные виды поддержки учащихся: - Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость; - правовые; - социальные (равные стартовые возможности в обучении); - валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий. 3. Право свободного выбора: - профиля; - уровня; - вида творческого труда.
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов. 1.понимание психолого-педагогических проблем творчества; 2.овладение методами и приемами развития креативности учащихся; 3.мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Повышение уровня владения детьми обще- предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.