ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор проекта: Шутрова О. П., учитель - логопед МБДОУ комбинированного вида детский сад «Росинка» ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Школа успешного родителя»
Аннотация проекта Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно - развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. Тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей становится всё более востребованным.
Между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством эффективных технологий взаимодействия ДОУ и семьи. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством эффективных технологий взаимодействия ДОУ и семьи. Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
Педагогические принципы Целенаправленность Целенаправленность проекта на актуальные проекта на актуальные проблемы воспитания проблемы воспитания и развития и развития Сотрудничество Сотрудничество Вариативность содержания форм и методов работы Вариативность содержания форм и методов работы Дифференцированный Дифференцированныйподход
Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, педагоги ДОУ, воспитанники и их родители Сроки реализации этапов проекта: Подготовительный (сентябрь) Основной (октябрь – апрель) Заключительный (май) Условия реализации проекта: Интерес детей к занятиям Интерес детей к занятиям Заинтересованность родителей результатами проекта Заинтересованность родителей результатами проекта Дифференцированный подход Дифференцированный подход
Гипотеза проекта Если правильно сформировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей то можно добиться повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения
Цель проекта: Повышение уровня речевого развития детей путём привлечения родителей к активному участию в коррекционно – образовательному процессе
Задачи проекта Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взамоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взамоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Оказать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных задач. Оказать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных задач. Обучить родителей конкретным приёмам Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. коррекционной работы. Обогатить детей новыми знаниями и умениями. Обогатить детей новыми знаниями и умениями.
Стратегия работы по проекту: С е м ь я Условия работы Методы изучения Формы работы Социальный заказ
Условия работы Условия работыЦеленаправленностьСистемностьПлановость Дифференцированный подход Методы изучения Методы изучения Диагностика развития речи Творческие работы АнкетированиеБеседа Социальный заказ Социальный заказ Речевое развитие детей Подготовка к школе Коррекция психологического состояния Приобщение к здоровому образу жизни
Формыработы Устныежурналы Игровыепрактикумы Тренинги Совместныезанятия Речевыепраздники Творческиестудии Конкурсы Игры – драматизации Газеты и памятки
Практическая значимость проекта Проект «Школа успешного родителя» может быть реализован в любых группах коррекционной и общеразвивающей направленности. Практически - игровая форма взаимодействия с родителями делает более эффективным партнерство семьи и детского сада.
Подготовительный этап Виды деятельности: Виды деятельности: 1.Диагностика речевого развития детей. 2.Анкетирование родителей на предмет социального заказа 3.Подбор инициативной группы для осуществления идей и задач проекта 4.Составление перспективного плана заседаний 5.Изучение методических материалов, материалов сети Интернет. 6.Разработка конспектов встреч, подбор дидактических пособий, демонстрационного материала.
Основной этап
Тема заседания Виды деятельности «Нашидостижения» Круглый стол «Чему мы научились» Речевой праздник «Правильная речь слаще мёда» Анкетирование родителей Анализ результатов реализации проекта Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив Заключительный этап
Результаты работы: Выросла заинтересованность и степень участия родителей Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми. в коррекционной работы с детьми. Повысилась педагогическая компетентность родителей Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам речевого развития детей. по вопросам речевого развития детей. Возросла активность детей при совместной работе с родителями. Возросла активность детей при совместной работе с родителями. Улучшилась динамика речевого развития детей. Улучшилась динамика речевого развития детей. Сформировались творческие способности детей и родителей Сформировались творческие способности детей и родителей в совместной деятельности. в совместной деятельности. Развились эмоционально –позитивные отношения Развились эмоционально –позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и учителем -логопедом. между родителями и детьми, родителями и учителем -логопедом. Возросла степень удовлетворённости родителей работой логопеда. Возросла степень удовлетворённости родителей работой логопеда.
Анализ заинтересованности Анализ заинтересованностиродителей
В Ы В О Д Ы: Организация взаимодействия учителя -логопеда и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей в коррекционно- образовательном процессе. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба решились многие внутри личностные конфликты и проблемы родителей, создался благоприятный психоэмоциональный климат в семье. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной речевой подготовки для успешного обучения в школе.
Информационные ресурсы Вакуленко Л.С., Верещагина Н.В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду.СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания.М.,2010 Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М.,2009. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., festival.1september.ru festival.1september.ru Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, festival.1september.ruhttp://maam.ru