Психолого- педагогическая реабилитация и коррекция детей с ЗПР Педагог-психолог ЦДиК «Идринский» Золотайкина Г.П. 2013г.
особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.
система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.
реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития; процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно; комплексный подход; разноплановость усилий; последовательность; принятие в единстве социально-психологических и биологических факторов развития в системе реабилитационного воздействия.
1. Компенсация нарушенных психических функций. 2. Снятие психо- и патопсихологической симптоматики. 3. Формирование психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации ребенка. 4. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения. 5. Психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий. 6. Формирование средовых условий, стимулирующих психическое развитие ребенка.
1. Развитие способностей адекватного поведения. 2. Развитие способностей общения с окружающими. 3. Развитие способностей самообслуживания. 4. Уменьшение ограничений к получению образования. 5. Уменьшение ограничений в профессиональном самоопределении. 6. Уменьшение ограничений к интеграции в общество.
Психодиагностика Психотерапия Психологическое консультирование Психокоррекция Психологический тренинг
Цель психологической коррекции детей и подростков с ЗПР - оптимизация их интеллектуальной деятельности и формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность
Комплексное исследование, наблюдение за динамикой развития, прогноз Развитие познавательной активности Обеспечение полноценного психического развития Целенаправленное формирование учебной деятельности Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы Преодоление недостатков в речевом развитии Формирование коммуникативной деятельности
учет формы и степени тяжести ЗПР
Блок Содержание блока и приемыПсихокоррекционные задачиФормы ЗПР Мотивационный Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: -создать проблемные учебные ситуации; -стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семейного воспитания Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры Психогенные формы ЗП Р Психофизиче ский инфантилизм
Блок Содержание блока и приемыПсихокоррекционные задачиФормы ЗПР Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально- органического генеза
Блок Содержание блока и приемыПсихокоррекционные задачиФормы ЗПР Блок самоконтроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям ЗПР церебрально- органическог о генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР
1. Фамилия, имя, отчество учащегося - Год рождения - Год поступления в школу - Сведения о родителях - Другие члены семьи. 2. Состояние здоровья: - Общее заключение - Хронические заболевания - Нервно-психический статус - Диагноз «задержка психического развития» - Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Уровень развития МышлениеВнимание Память 1г.2г.3г.1г.2г.3г. Зр ит. Сл ух. Зр ит. Сл ух. Зр ит. Сл ух. 1г.2г.3г. Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Уровень развития Устная речь 1 год2 год3 год Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Год обучения Характер мотивационной направленности на учение Положительный НейтральныйОтрицательный 1 год 2 год 3 год
Год обучения Жизненно важные зоны школаурокучительпеременаклассдворсемьяи т. д. 1 год 2 год 3 год
Год обучения Тип поведения Уравновешен- ный Возбудимый Заторможен- ный 1 год 2 год 3 год
Год обучения Статус ЗвездаПредпо- читаемый Приня- тый Изолиро -ванный Отверга -емый 1 год 2 год 3 год
Перечень типичных трудностей в обучении детей с ЗПР (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство "Ось-89", с.)
Возможные психологические причины Психодиагностическ ие методики Рекомендации 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 1. Тест различения и выбора фонем 1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа 2.Слабая концентрация внимания 2.Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 2. Упражнения 13, 14, 15, 16 3.Несформированность приемов самоконтроля 3. Методика "Узор" 3. Упражнения 62, 63, 64, Индивидуально- типологические особенности личности 4. Методика Рене Жиля 4.Коррекция межличностных отношений 1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА з) ЛАЙОНОСАНДЕРА и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР АФУНИТАРЕ м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМ СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН о) ОСТИМАРЕ
Возможные психологические причины Психодиагностические методики Рекомендации 1. Низкий уровень развития произвольности 1.Методика " Графический диктант" 1. Упражнения 68, 69, 70, 71, Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 2. Методика "Узор"2. Упражнения Низкий уровень объема и распределения внимания 3. Методика изучения объема и распределения внимания 3. Упражнения 9, 26, 27, 28, Низкий уровень развития кратковременной памяти 4.Методика "Оперативная память" 4. Упражнения 40, 41, Слабое развитие фонематического слуха 5. Тест различения и выбора фонем 5. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
Возможные психологические причины Психодиагностически е методики Рекомендации 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант" 1. Упражнения Низкий уровень объема внимания 2. Методика изучения объема внимания 2. Упражнения 9, Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Упражнения 13, 14, 15, Преобладающая мотивация учения игровая 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 4. Стимуляция познавательной активности
Возможные психологические причины Психодиагностические методики Рекомендации 1. Несформированность умения планировать свои действия 1. Методика "Узор"1. Упражнение Слабое развитие логического запоминания 2. Методика "Запомни пару"2. Упражнения 40, 41, Низкий уровень речевого развития3. Методика Эббингауза3. Упражнение Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика "Лабиринт"4. Упражнения Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) 5. Методика "Сапожки", методика "Заполни пустую клетку" 5. Упражнения Заниженная самооценка6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина) 6. Коррекция личностно- мотивационной сферы
Возможные психологические причины Психодиагностически е методики Рекомендации 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант" 1. Упражнения Индивидуально- типологические особенности личности 2. Методика изучения темперамента 2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей 3. Низкий уровень развития волевой сферы 3. Методика "Графический диктант", "Домик" 3. Упражнения 59, 60
Возможные психологические причины Психодиагностически е методики Рекомендации 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 1. Методика "Змейка"1. Упражнения на развитие тонкой моторики 2. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Методика "Узор"2. Упражнения Недостаточный объем внимания 3. Методика определения объема внимания 3. Упражнения 9, 10, Низкий уровень развития кратковременной памяти 4. Методика "Оперативная память" 4. Упражнения 26, 27, 28
Другие типичные трудности в обучении детей с ЗПР: 9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%) 10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%) 11. Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%) 12. Плохо списывает с доски (8,7%) 13. Домашнюю работу выполняет отменно,а в классе справляется плохо (8,5%) 14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%) 15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%) 16. Плохо ориентируется в тетради (5,5%) 17. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)