Инклюзивное образование
Фр. Inclusif - включающий в себя; Лат. Include - заключаю, включаю.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия – это «…не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка». Проф. Ульф Янсон.
Инклюзия – это «ценность, которая обеспечивает право всех детей, вне зависимости от их способностей, принимать активное участие в жизни общества, в существующих в данный момент условиях». Отделение раннего детства Совета по делам особенных детей (1993).
«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Статья 2 пункт 27 Федерального Закона Об образовании в РФ от г.
Условия, создаваемые инклюзивным образованием: для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков; для методов и способов общения; для условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности; для социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ст. 5 ФЗ Об образовании в РФ от г.
Инклюзивное образование стремится: 1)развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении; 2)разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями)!!!
Принципы инклюзивного образования: 1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2.Каждый человек способен чувствовать и думать. 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4.Все люди нуждаются друг в друге.
Принципы инклюзивного образования: 5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанской декларации выделяются следующие принципы инклюзивного образования (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.): 1)Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. 2)Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. 3)Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Согласно Саламанской декларации выделяются следующие принципы инклюзивного образования: 4)Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. 5)Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.
Главный принцип инклюзивного образования Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка!!!
Пять периодов эволюции отношения общества к детям с физическими и умственными недостатками: I период - обретение детьми-инвалидами права на жизнь. II период - обретение детьми-инвалидами права на призрение (социальную опеку). III период - обретение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми права на специальное обучение. IV период - обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специального обучение. V период - обретение детьми с особыми образовательными потребностями гарантированного государством права не только на специальное, но и на интегрированное обучение.
I период - обретение ребенком-инвалидом права на жизнь (VIII до н.э. – XIII в) Античное государство отказывает в праве на жизнь детям мужского пола если при рождении на них лежит печать физической несостоятельности. Христианство закладывает фундамент толерантного отношения к людям вне зависимости от их происхождения, социального положения, физической силы или степени смышлености. С IY в. детоубийство расценивается европейским судом как посягательство на Божью волю, преступление. Монастырские хосписы и приюты начинают оказывать помощь больным и увечным. В XI - XII вв. созданием богоугодных заведений начинают заниматься городские органы самоуправления. В XII - XIII вв. призрение сирот, нищих и убогих постепенно входит в сферу внимания городской и верховной власти.
II период- обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. – XVIII в) В XIV - XV вв. инквизиция возвращает и усугубляет неприязнь к носителям психических и телесных недостатков – они приравниваются к политическим врагам. В контексте борьбы аристократии за личные свободы и привилегии законодательно оформляется право детей- инвалидов из дворянских, а затем бюргерских и купеческих семей на получение наследства. Согласно законодательству Нового времени, ответственность за патронат над психически больными людьми делят между собой семья и город. В XVI - XVII вв. заинтересованность в обучении грамоте все чаще начинают проявлять родители глухих детей.
II период- обретение ребенком-инвалидом права на призрение (XIII в. – XVIII в) Благодаря бурному развитию естественных наук возникает исследовательский интерес к природе глухонемоты, и предпринимаются попытки преодолеть ее посредством индивидуального обучения. К концу XVII в. успешное индивидуальное обучение глухонемых становится рядовым явлением городской жизни ряда европейских стран, но это не приводило к созданию для них школ. Не получают доступа к школьному обучению и слепые дети. С конца XVII в. просвещенная часть европейского общества начинает обсуждать вопрос о праве «ненормальных» детей на образование и выдвигается идея о возможности обучения умственно отсталых.
III период - обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми (XVIII – начало XX в.) Обретение некоторыми детьми-инвалидами (как правило, детьми из материально обеспеченных семей) части гражданских прав. Социальную опеку и лечебную помощь глухим, слепым и умственно отсталым детям наряду с церковными и светскими благотворителями оказывает и государство. Все большее число глухих, слепых и умственно отсталых детей получает право на начальное образование и на труд. Зарождаются национальные системы специального образования.
IV период - обретение гарантированного государством права на специальное обучение (начало XX – 70-е гг. ХХ в.) Неприязнь к носителям психических и телесных недостатков (Германия). Введение закона об обязательном всеобщем образовании, что стимулирует появление сети специальных школ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия и др.). Совершенствование ранее созданной системы специального обучения (Англия). Расширение ранее созданной системы, за счет охватывания обучением все большего числа детей с нарушениями слуха, зрения, речи; обеспечение помощи умственно отсталым детям в центрах по месту жительства (Дания).
IV период - обретение гарантированного государством права на специальное обучение (начало XX – 70-е гг. ХХ в.) Права человека признаются главными и безусловными ценностями (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). Дифференцирование системы специального образования: по горизонтали число видов специальных учреждений в отдельных странах ЕЭС достигает 15-20; одновременно система растягивается и по вертикали, прирастая дошкольной и послешкольной ступенями. Принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975). Закрытие спецшкол в связи с интеграцией их учащихся в общеобразовательные учреждения.
V период - предоставление прав как на специальное, так и на интегрированное обучение (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время) Последняя четверть XX в. равенство и право на самоопределение детей-инвалидов получает официальное признание, закрепляется в международных актах и национальных конституциях. Конец ХХ века – период социальной интеграции, упразднение всяческих барьеров, разделяющих людей или ограничивающих их права и возможности. Отказ от использования в официальных документах (в социально-культурном контексте) прежде употребляемых клинических определений; проблемы и своеобразие человека характеризуются через понятия «особые социальные потребности», «особые образовательные потребности».
V период (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время) Социально-экономическая интеграция подразумевает, что меньшинства обретают возможность участвовать во всех сферах жизни, профессиональной деятельности и творчества. Изменение правового статуса родителей, имеющих ребенка-инвалида. Последние наравне с государством выступают в роли заказчика образования своих детей. Пересмотр отношения к идее институциализации. Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) теперь осознается как попытка его изоляции от родителей и сверстников, от полноценной жизни, как нарушение его гражданских прав, как проявление дискриминации.
Соотношение периодов эволюции отношения общества к детям-инвалидам с развитием системы специального образования Период эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам Этап развития системы специального образования I период (VIII до н.э. – XIII в) Обретение права на жизнь. - II период (XIII в. – XVIII в) Обретение права на социальную опеку. - III период (XVIII – начало XX в.) Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. 1 этап - Оформление системы специального образования, включающей три вида специальных школ для глухих, слепых и умственно отсталых детей. IV период (начало XX – 70-е гг. ХХ в.) Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение. 2 этап - Развитие и дифференциация системы специального образования (растет число видов специальных школ, ширится сеть специальных дошкольных и профессиональных учебных заведений). V период (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время) Государство гарантирует детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение. 3 этап - Свертывание системы специального образования, курс на интегрированные формы обучения; инклюзия.
Ретроспектива развития инклюзивного образования в России 1 период- X-XVIII вв.: X век - христианство было признано официальной государственной религией: – Князь Владимир (996 г.) вменил призрение инвалидов церкви; – Преподобный Феодосий основал при Киево-Печерском монастыре больницу-богадельню. XVI - XVII вв. создание законов, регламентирующих жизнь инвалидов: – 1551г. «Стоглавый судебник» Ивана Грозного - документ трактовал инвалидность как преступление и предписывал изолировать инвалидов от общества. – Закон 1676 г. фиксирует государственное отношение к этим людям как к неполноценным, недееспособным, запрещая управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым». XVIII в. - указы Петра I: – 1704 г. – запрет на умерщвление детей с врожденными дефектами; – 1715 г. – закон, повелевающий повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим.
2 период ( ): Правление Анны Иоановны - все задуманные петровские преобразования остались на бумаге, правительство о них забыло. Эпоха Елизаветы - власть формально реанимирует идею светского призрения, но на деле ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами. Екатерина II попыталась насадить в стране европейскую систему закрытого государственного призрения. В ходе губернской административной реформы учреждается Приказ общественного призрения (1775 г.). Призрения убогих императрица вменила в обязанность государственным чиновникам. Павел I принимает решение о закрытии Приказов общественного призрения, но учреждает внесословные больницы, врачебные управы. Александр I провозглашает курс на либерализацию общественной жизни.
3 период (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.): Дореволюционная Россия: Открываются первые императорские училища для глухих и слепых детей (1806 и 1807 гг. соответственно). Начинают складываться национальные научные школы сурдопедагогики и тифлопедагогики. В 1908 году Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей. В 1917 г. Министерство общественного призрения разрабатывает план мероприятий по организации помощи дефективным детям: открытие учреждений разного типа, музей по вопросам дефективности, издание журнала. Таким образом, накануне первой мировой войны в России существовала сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, но, главное, появилось немало сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения детей с недостатками физического и умственного развития.
3 период (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.): Послереволюционная Россия: 1919 г. - попечительство глухонемых, слепых, умственно отсталых передаются Наркомздраву и Наркомпросу; ответственность за образование «дефективных» детей возлагается на Наркомпрос. Возникает особый тип системы специального образования - система изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения становится детский дом и школа-интернат. Цель социалистического общества - «коммунистическое перерождение общества», партия с особым рвением берется за организацию всеобуча. Организация всеобуча неминуемо привела к вычленению «необучаемых» детей и к поражению их в правах.
4 период (30-е гг. – 1991 г.): 1936 г. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Великая Отечественная война ( ), специальные учреждения, попавшие в зону оккупации, перестанут существовать, многие из воспитанников и педагогов погибнут. Часть школ удастся эвакуировать на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Политическая оттепель конца 50-х - начала 60-х годов. Крепнущая система специального образования в СССР стремительно расширятся и дифференцируется, охватывая все большее число учащихся.
4 период (30-е гг. – 1991 г.): 80-е г.: – Советская дефектологическая наука достигает высокого уровня, и получат признание во всем мире; – цензовый характер образования; – обнаруживается противоречие между целью специального образования и целями, которые определяла дефектологическая наука. Таким образом, на исходе ХХ века СССР обладал: – сильной конкурентоспособной на мировом уровне дефектологической наукой; – рядом уникальных экспериментальных площадок, обеспечивающих своим воспитанникам высокий уровень развития, психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации; – немалым числом добротных специальных школ; – специальной редакцией в составе издательства «Просвещение», которое обеспечивало все специальные учебные заведения страны бесплатными учебниками. !!! Вместе с тем, в силу отсутствия закона о специальном образовании специальным обучением удалось охватить лишь одну треть детей в нем нуждающихся.
5 период (1991 – по настоящее время): Правительство, в отношении инвалидов, начинает проводить антидискриминационную политику. Ратификация Россией известных Деклараций ООН. Россия перенимает официальную терминологию. Россия признает международные нормы соблюдения прав человека (1991 г.). Проблема заключается в том, что этот переход оказался неподготовленным, волевым!!!
Противоречия современного этапа: Прекращение поступательного развития общества всеобщего благоденствия. Межрелигиозные и межцивилизационные противоречия. Этнический молодежный экстремизм. Приход к власти партий крайне правого толка. Возврат к мысли о целесообразности законодательно разрешенной эвтаназии.
Противоречия современного этапа: С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равноправия меньшинств и их социальной интеграции, с другой – эффективность инклюзии подвергается критическому осмыслению!!!
Проблемы инклюзивного образования в России: Состояние нормативно-правовой базы оставляет желать лучшего: до сих пор в России нет даже закона о специальном образовании. Сохранение за интегрированным ребенком всей полноты коррекционной помощи. Ограничение финансового обеспечения процесса инклюзии. Для детей с ограниченными возможностями нужен отдельный образовательный стандарт, который позволил бы им реализовать свое право на обучение наравне со всеми. Недостаточность методического обеспечения: практико- ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися воспитанниками.
Проблемы инклюзивного образования в России: Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива. Низкий уровень системы повышения квалификации педагогов, готовящей воспитателей, учителей к работе в инклюзивных группах и классах. Архитектурные сложности в создании безбарьерной среды. Недостаточность использования возможностей окружающего социума. Отсутствие системы работы с общественностью по подготовке к принятию инклюзивного образования.
Затруднения, возникающие у педагогов при участии в инновационной инклюзивной деятельности: недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования; отсутствие мотивации к инновационной деятельности; наличие стереотипности педагогической деятельности в результате многолетней практики.
Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте: Приходилось ли общаться с детьми- инвалидами? Нет: 74 % обучающихся; 54 % студентов; 47 % педагогов; 65 %, родителей; 59 % граждан.
Осведомленность населения об инклюзии Знакомы с термином «инклюзивное образование»: 47 % педагогов общеобразовательных учреждений; 14 % родителей; 18 % граждан. Не знакомы с термином «инклюзивное образование»: 30 % педагогов; 65 % родителей; 49 % граждан.
Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте: Перспективы совместного обучения детей Инклюзивное образование возможно: 43 % педагогов; 24 % родителей; 30 % граждан. Против инклюзивного образования: 35 % педагогов; 26 %, родителей; 32 % граждан.
Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте: Основные трудности внедрения инклюзивного образования : недостаточность знаний об особенностях развития данной категории детей, неподготовленность кадров для работы с ними (педагоги – 31 %, родители – 12 % граждане – 17 %), отсутствие в общеобразовательных учреждениях специальных условий для организации инклюзии (педагоги – 25 %, родители – 12 %, граждане – 9 %)
Общие закономерности аномального развития психики: Любой недостаток сказывается на отношениях с людьми. Нарушение взаимодействия с окружающим миром и людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития. Представления о первичных и вторичных недостатках психического развития.
Общие закономерности аномального развития психики: Первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Вторичные – нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
Спасибо за внимание!