Инструменты оценки ИКТ-компетенции учащегося: Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы IC Literacy Test Тарасова К.В., ведущий специалист НФПК, разработчик тестовых заданий, старший научный сотрудник НИИСО, кандидат педагогических наук Разработка инструмента осуществляется при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка
Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Australian National Assessment Program – ICT Literacy (выборочное исследование, основано на сценариях, оценка результатов – IRT) Internet and Computing Core Certification - IC3 (понимание как работает компьютер, знание ключевых программ и работа с Интернетом) Information Literacy Test (когнитивный, в форме вопрос-ответ, т.е. не основан на сценарии, результаты только на групповом уровне) International Computer Drivers License (измеряет технические знания, в формате вопрос-ответ на бумаге) Standardized Assessment of information literacy skills – SAILS (измеряет информационную грамотность ВНЕ среды ИКТ, форма вопрос-ответ на бумаге или через web- интерфейс) TRAILS: Tool for Real-time Assessment of Information Literacy Skills (измеряет информационную грамотность, в форме вопрос-ответ, отдельно по 5 категориям навыков)
Существующие тесты оценки ИКТ-компетентности/грамотности Тесты ИКТ-компетентности, основанные на сценариях: QCA Key Stage 3 ICT Test (британская национальная система тестирования ИКТ- грамотности, измеряет знания, навыки и умение решать проблемы при использовании ИКТ, основан на сценарии, формирующее оценивание, закрывается из-за низкой валидности) iCritical Thinking, бывшее iSkills, ETS (измеряет ИКТ грамотность студентов американских вузов, основана на сценариях, оценка результатов – IRT, не применим в других странах) ICILS: International Computer and Information Literacy Study (компьютерная и информационная грамотность, основан на сценариях, международный, оценка результатов – IRT, смешивает технические знания и информационную грамотность) Большая часть существующих тестов измеряет техническую грамотность и основана на формате вопрос-ответ (не жизненные ситуации), для оценки результатов используют простые баллы или IRT статистику.
Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности IC Literacy Test IC Literacy Test – это специально разработанный Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка измерительный инструментарий, позволяющий оценить степень владения выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными информационными и коммуникационными технологиями, которые используются человеком для получения новых знаний, коммуникации и исследовательской деятельности, в первую очередь, в цифровой среде.
Цели тестирования Цель: обеспечить реалистичную и разностороннюю оценку ИК-компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях Основные задачи: Оценить уровень ИК-компетентности выпускников основной школы Выявить факторы, которые влияют на формирование ИК-компетентности Выработать рекомендации по результатам тестирования Проверить влияние рекомендаций на повышение уровня ИК-компетентности Целевая аудитория: учащиеся при переходе из основной школы в старшую (9-классники)
Особенности инструмента IC Literacy Test Интерактивность, автоматизированный характер процесса тестирования и оценки его результатов Использование для сценариев тестовых заданий ситуаций из реальной жизни Акцент на оценке уровня сформированности НЕ технологических навыков и навыков владения определенными программными продуктами или техническими возможностями компьютера, но на СПОСОБНОСТИ оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в «цифровом» мире Обязательным условием прохождения ICL Test является соблюдение правовых и этических норм при использовании цифровых технологий и инструментов, а также средств коммуникации Автоматическая обработка результатов тестирования, основанная на использовании сетей Байеса
Структура теста Тест состоит из 16 заданий, основанных на решении РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ (учебных, социо-культурных и др.), с которыми человек сталкивается в течение всей жизни. При выполнении заданий от участника тестирования требуется: осуществлять поиск проводить различные действия с данными и передавать их отбирать и анализировать информацию создавать или выбирать презентационные материалы для конкретной целевой аудитории принимать решения о правомерности и этичности использовании полученной информации.
Структура теста Уровень сложности задания Количество заданий Ожидаемое время выполнения задания Простое (оценка 1-й составляющей ИК-компетентности) Средней сложности (оценка 2-3 составляющих ИК-компетентности) Сложное (оценка 4-5 составляющих ИК-компетентности) заданий разной степени сложности и продолжительности выполнения Общая продолжительность тестирования - не более 2-х часов Широкий спектр цифровых технологий: текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, базы данных, средства мультимедиа, электронная почта, социальные сети и др. Интернет-сервисы.
IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Создание (информации)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: учебный (академический) Содержание: общественные науки Задача: выбрать наиболее подходящий заголовок для статьи, подобрать релевантное изображение, найти географические названия, требующие ссылок на соответствующие статьи в энциклопедии и создать ссылки. Пример тестового задания «Открытие Америки»
IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности Общие параметры задания Предмет оценки: составляющая ИКК «Управление (информацией)» Продолжительность: 4 минуты Контекст: личный Содержание: практические задачи Задача: сохранить информацию из писем таким образом, чтобы ее не потерять, чтобы в дальнейшем ее можно было найти легко и быстро. Пример тестового задания «Сортировка почты»
11
12
13
Процедура установки тестовых стандартов Уровни ИК-компетентности УРОВНИ ИК-КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОСТУП УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДАЧА СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЯ ОЦЕНКА ПРОДВИНУТЫЙВВВВВВВ ВЫШЕ БАЗОВОГОВВВВВСС БАЗОВЫЙССССССС НИЖЕ БАЗОВОГОСССССНН РАЗВИВАЮЩИЙСЯННННННН
Результаты тестирования IC Literacy Test Тестирование ИК-компетентности 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. 5 уровней ИК-компетентности: продвинутый; выше базового; базовый; ниже базового; развивающийся. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание. Индивидуальные результаты учащихся содержат: общую оценку уровня ИК – компетентности учащегося персональные рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание.
Возможность сравнительного исследования (на примере школы) Данные исследования ИК-компетентности учащихся 9-х классов ГАОУ Центр образования 548 «Царицыно»,г.Москва 2013 г.
Возможность сравнительного исследования (на примере регионов)
Возможности использования социологической анкеты 1.Базовые характеристики учащихся и их семьи: пол, привычный язык общения и обучения, образование родителей, социально-экономический статус семьи, наличие дома образовательных ресурсов, вовлеченность родителей в использование ИКТ. 2.Доступность компьютера для учащегося и практики его использования, не связанные со школой: наличие компьютера дома, цели использования компьютера, отношение к компьютеру, вовлеченность друзей в использование ИКТ, предпочитаемые виды досуга. 3.Влияние школы на ИК-компетентность: доступность компьютера в школе, использование его на различных уроках, отношение к этому и оценка эффективности использования компьютера среди самих учащихся, частота коллективной работы в образовательном процессе. ИК- компетентность Бэкграунд учащихся Доступность и практики использования компьютера вне школы Доступность и практики использования компьютера в школе Успеваемость Макрохарактеристики тип местности (село/город), тип школы (лицей, гимназия,и пр.) район/регион
Лонгитюдное исследование Результаты исследования ИК-компетентности учащихся 9-х классов Республики Татарстан в гг.
Преимущества ICL Test 1. Оценка когнитивных умений, а не технологических навыков 2. Комплексность анализа 3. Связь с реальной жизнью 4. Простота и доступность проведения 5. Автоматическая обработка результатов 6. Высокая валидность и надежность результатов тестирования 7. Возможность широкого использования и практическая направленность результатов тестирования 8. Успешная апробация инструмента 9. Инструмент одобрен ведущими международными экспертами 10. Ответственный подход к обработке данных
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!