Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс
Различия Различия Гендер социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается; Гендер социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается; Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Пол это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения; Пол это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения; Пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной. Пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной.
Как заметить, что у ребёнка не сформирована гендерная идентичность? Е.Каган, считает, что об этом свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребёнка: Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола; Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола; Стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению; Стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению; Активно выраженное желание изменить своё имя и пол; Активно выраженное желание изменить своё имя и пол; Рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает, как представитель другого пола; Рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает, как представитель другого пола; Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др. Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и др.
: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? : Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе? 1. Семья. 1. Семья. 2. Педагогический коллектив детского сада. 2. Педагогический коллектив детского сада. 3. Врач. 3. Врач. 4. Окружение ребенка. 4. Окружение ребенка.
Задание 2 "Девочки - это:, мальчики - это:" Стремление помочь Мужественность Смелость Отзывчивость РешительностьСтеснительность Нежность Ласковость Застенчивость Находчивость Забота Красота Кокетливость Уступчивость
Методы и приемы по формированию гендерных представлений у дошкольников сюжетно ролевые игры «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…; сюжетно ролевые игры «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…; беседы с использованием иллюстраций; беседы с использованием иллюстраций; чтение художественной литературы; чтение художественной литературы; проблемные ситуации с этическим содержанием; проблемные ситуации с этическим содержанием; дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?». дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?».
ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу, любят своих детей, заботятся о них.
« Волшебный цветок » Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные. 1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.
2 вариант « Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. 3 вариант « Кто я в семье?» Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.
Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. 1. Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек. 1. Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек. 2. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения 2. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения 3. Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения. 3. Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения. 4. Чтение художественной литературы, направленной на формирование гендерного воспитания. 4. Чтение художественной литературы, направленной на формирование гендерного воспитания. 5. Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей. 5. Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей.
Задание 4 «В детском мире» Выбрать игрушки для девочек; Выбрать игрушки для девочек; Выбрать игрушки для мальчиков; Выбрать игрушки для мальчиков; Выбрать игрушки, которыми играют все. Выбрать игрушки, которыми играют все.
Задание 5 «Педагогические ситуации»
Выводы 1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка? 2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это.. ? 3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании? 4. Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашей экспериментальной площадки?
Спасибо всем педагогам за работу!