«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Академик Д.С.Лихачёв
C ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? Подпроект в рамках сетевого инновационного проекта «Создание региональной модели комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида 138 «Дюймовочка»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". В программе «Радуга» отсутствует целостное, поэтапное планирование по ознакомлению детей с малой Родиной, с особенностями родного края. Полноценное формирование ребенка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Постановление Правительства РФ от г. N795"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на годы«; Федеральный закон от г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" ; Закон РФ от г «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Федеральный Закон РФ N 5-ФЗ от г. «О ветеранах»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Приказ Министерства образования и науки РФ от
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Разработать, апробировать и внедрить проект « С чего начинается Родина » по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации комплексно - тематического планирования образовательного процесса в ДОУ по программе « Радуга ».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Выявить эффективные формы и методы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Разработать инновационные подходы к нравственно- патриотическому воспитанию. Составить план реализации программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (систематизация и пополнение программно- методического обеспечения, составление картотеки необходимой методической и художественной литературы, подбор и оформление дидактического материала, разработка технологических карт по комплексно-тематическому планированию). Выделить и обосновать критерии, показатели и уровни сформированности интегративных качеств и представлений, умений и навыков. Создать электронный банк материалов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме «С чего начинается Родина?».
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Расширение образовательной программы ДОУ по направлению « нравственно - патриотическое воспитание дошкольников ». Создание развивающей образовательной среды для успешной реализации проекта. Формирование электронной базы данных по проекту.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Ознакомление педагогов ДОУ с федеральными и региональными нормативно - правовыми документами и передовым опытом Представление инновационных подходов к патриотическому воспитанию Диагностические мероприятия Защита мини - проектов ( циклы занятий, тематические праздники и недели, выставки и др. формы работы ).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Внедрение проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме « С чего начинается Родина ?». Сформированность у дошкольников патриотических чувств, чувства гражданской принадлежности и принадлежности к мировому сообществу посредством использования возможностей развивающей образовательной среды. Проявление уважительного отношения дошкольников и их родителей к Родине, к народным традициям, к истории родного края. Повышение культурного и творческого потенциала, компетентности педагогов ДОУ. Повышение эффективности образовательного процесса за счет расширения образовательного пространства
ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ Пакет нормативных документов. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности и технологические карты по теме проекта. Методические рекомендации по комплексно-тематическому планированию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Электронная база материалов комплексно- тематического планирования.
Мой дом - это дом, где живу я, моя семья и все можно делать! Моя семья -это мои родные: -мама, папа и родственники. -это, когда живут все вместе, -дружно. Наш детский сад -это мой дом, куда мы ходим, -чтобы нас воспитывали! - где мне свободно, хорошо и весело! РОДИНА -это наша страна Россия, где мы живем, - милая, родная, солнечная! -я ею горжусь и буду защищать!
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Первый этап – поисковый (январь 2013 г. – март 2014 г.) Второй этап - опытно- реализующий (апрель 2014 г. – март 2015 г.) Третий этап - обобщающий (апрель 2015 г. – март 2016г.)
ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОИСКОВЫЙ (январь 2013 г. – март 2014 г.) Изучить и проанализировать нормативную, методическую и художественную литературу. Подготовить проект нормативно-правового и материального обеспечения (положение об инновационной деятельности ДОУ). Определить участников проекта. Провести их теоретическую подготовку к осуществлению проекта. Определить формы и методы работы с детьми, педагогами, родителями. Разработать методические материалы в помощь педагогам по разработке комплексно-тематического планирования и технологических карт. Разработать пакет диагностических методик, психолого-педагогического мониторинга проектной деятельности.
ВТОРОЙ ЭТАП ОПЫТНО-РЕАЛИЗУЮЩИЙ (апрель 2014 г. – март 2015 г.) Внедрить и апробировать проект в образовательный процесс ДОУ. Организовать взаимодействие с культурными учреждениями (библиотека, музеи, КВЦ, турагенство). Совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую формированию нравственно- патриотических чувств. Проанализировать деятельность педагогов, результаты их работы, потенциальные возможности и приоритеты. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников проекта. Формирование электронной базы материалов.
ТРЕТИЙ ЭТАП - ОБОБЩАЮЩИЙ (апрель 2015 г. – март 2016г.) Провести сравнительный анализ, систематизацию и обобщение результатов. Представить результаты проекта. Подготовка методических рекомендаций по проблеме. Организовать проведение мониторинга. Пополнение электронной базы материалов комплексно- тематического планирования.
Спасибо за внимание!