Урок – игра «Покорение вершины». Особенности строения, жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей Учитель биологии Шубина Л.М. МКОУ «Давыдовская СОШ»
Цель урока: 1.Повторить, обобщить и систематизировать знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. 2.Совершенствовать умения сравнивать обобщать, выделять главное, оценивать свой труд.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу?».
1. Кожно – мускульный мешок – эпителиальный слой (кожа или покровный слой) и мышцы. 2. Паренхима – рыхлая соединительная ткань, заполняющая пространство между органами, выполняющая опорную функцию. 3. Первичная полость тела -полость тела не имеющая собственных стенок, заполнена жидкостью и не связана с внешней средой. 4. Вторичная полость тела – выстлана собственным внутренним эпителием, заполнена жидкостью, создающей постоянство внутренней среды организма. 5. Окончательный хозяин – организмы, в которых живут взрослые черви. 6. Промежуточный хозяин – организмы, в которых развиваются личинки червя. 7. Гермафродит – организмы, в которых имеются одновременно и женские, и мужские органы размножения.
МЕТЕОСВОДКА
Задание 1 Какое животное изображено на рисунке? Как уберечься от заражения этими червями?
Какое животное изображено на рисунке? Расскажите о приспособлениях данного червя к паразитическому образу жизни. Каковы меры защиты от заражения этими червями. Задание 2
Задание 3 Какое животное изображено на рисунке? Перечислите приспособления этого животного к условиям среды обитания.
Первая высота «Снежная лавина».
ПризнакиПлоские червиКруглые червиКольчатые черви Тип симметрии Количество слоев Наличие кожно – мускульного мешка Наличие полости тела Наличие задней кишки и анального отверстия Наличие выделительной системы Наличие кровеносной системы Наличие нервной системы Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых
Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых ПризнакиПлоские червиКруглые червиКольчатые черви Тип симметриидвусторонняя Количество слоевтри Наличие кожно – мускульного мешка имеется Наличие полости телаОтсутствует, пространство между органами заполнено паренхимой Первичная полость тела, заполненная жидкостью. Вторичная полость, заполненная жидкостью, которая имеет собственные стенки поделена поперечными перегородками Наличие задней кишки и анального отверстия отсутствуетимеется Наличие выделительной системы имеется Наличие кровеносной системы отсутствует имеется Наличие нервной системы имеется
Вторая высота. "Ледовая трещина" найти, объяснить и исправить 6 ошибок. " Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем! Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали небывалый!"
Третья высота «Камнепад» Тест Выпишите по порядку цифры, за которыми приведены сведения о дождевом черве (I вариант), белой планарии (II вариант), человеческой аскариде (Ш вариант). 1.Многоклеточное животное, имеющее уплощённое тело. 2.Вытянутое тело, разделённое на членики кольцевидными перетяжками. 3.Тело вытянутое круглое в поперечном сечении. 4.Живёт в пресных водоёмах. 5.Ведёт паразитический образ жизни. 6.Живёт в почве, богатой перегнивающими органическими остатками. 7.Свободный образ жизни 8.Тело двустороннесимметричное. 9.Передвигается за счёт сокращения и расслабления кольцевых и продольных мышц. 10.Удерживается в кишечнике хозяина, упираясь в стенки кишки острыми концами своего тела. 11.Передвигается при помощи ресничек. 12.Питается мелкими беспозвоночными животными: дафниями, циклопами, водяными осликами. 13.Питается перегнивающими органическими остатками. 14.Питается питательными веществами кишечника хозяина. 15.Кровеносная система замкнутая. 16.Кровеносной системы нет. 17.Кислород в организм поступает через жабры. 18.Дыхание осуществляется через всю поверхность тела. 19.Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. 20.Нервная система состоит из головного нервного узла и нервных стволов, соединённых перемычками. 21.Ведет паразитический образ жизни.
Ответ: 1 вариант (дождевой червь) – 2,6,7,8,9,13,15,18,19. 2вариант (белая планария) – 1,4,7,8,11,12,16,18,20. 3 вариант (человеческая аскарида) – 3,5,8,10,14,16,21.
Подведение итогов. Дорогой альпинист! Если ты набрал баллов, то ты покорил горную вершину – молодец! баллов не дотянул до вершины, но все равно хорошо! Если менее 15 баллов, то остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!
Домашнее задание: Кто получил «5» - на дом не задаю. «4» - повторить параграфы15,16,17,19 и составить кроссворд по теме: «Черви». «3»-повторить параграфы 15,16,17,19 и разгадать ребусы, кроссворды, чайнворды.