Авторы: Шушунова С. В. Овчинникова Г. А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 «Рябинка» © МДОУ Д/С 6 «Рябинка» г. Переславля-Залесского, 2013
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: использование развивающих игрушек(мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); пальчиковые игры; массаж и самомассаж; изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), ручной труд, поделки в стиле «оригами». При этом происходит: развитие мозга ребёнка развитие творческих способностей развитие фантазии расслабление мышц рук и всего тела улучшение произношения звуков
Принимая во внимание всё вышеизложенное, а также используя результаты диагностики уровня речевого развития детей логопедической группы, было решено изготовить украшения для группы и ёлки к празднику Новый год - своими руками.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки.
Решено было изготовить украшения для группы, используя технику в стиле «оригами».
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Наши работы получились вот такими.
Давно известно, что ручной труд так же способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Поэтому мы решили
Занимая ребёнка ручным трудом мы помогаем ему в развитии мелкой моторики рук, а развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Развивая руку, мы тем самым стимулируем речь.
Отвечающая за речь часть мозга, располагается рядом с зоной, которая отвечает за то, как развивается моторика пальцев. На речевые области в мозге влияют импульсы, исходящие от пальцев рук.
Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её.
Через ручной труд формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, желание прийти на помощь друг другу, освоить какой - либо приём, способ, навык).
Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувств удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.
Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволяет развивать у воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции речи. Вот такие симпатичные лошадки у нас получились.
И когда настал час украшения елки, она оказалась мала и не вмещала все игрушки. К новогоднему утреннику наша ёлка предстала во всей своей красе. Ею любовались все: и взрослые и дети.
Список литературы: Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Всё об оригами».Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира» изд., М., С.В. Соколова «Оригами для дошкольников». Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005 Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, Интернет сайт Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ «Солёное тесто для начинающих», Москва «Дрофа-Плюс»,