Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Учебная (школьная) мотивация - побуждение к учебе; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением учащегося, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость в учебной деятельности.
Уровень личностного смысла в обучении - внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни.
Уровень развития способности к целеполаганию - умение школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения;
Ведущие мотивы: Внутренние - интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей; Внешние - проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.
Стремление к успеху, характеризуется уверенностью в себе и своих силах, активную включенность в процесс обучения, интерес к постановке целей, выбор средств для их реализации, положительные эмоции, связанные с учебной деятельностью.
Избегание неудач - неуверенность в себе, низкая самооценка, неверие в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции, формируется устойчивая позиция «Лучше я совсем ничего не буду делать, только, чтоб не допустить ошибку».
Всего в исследование приняло участие 56 учеников параллели 8-х классов МОУ ГПЛ
Полученные результаты Общий уровень учебной (школьной) мотивации высокий – 12,5% средний (нормальный) – 78,5% сниженный – 9%
Уровень личностного смысла в обучении высокий – 5% средний (нормальный) – 56% сниженный – 39%
Уровень развития способности к целеполаганию высокий – 18% средний (нормальный) – 64% сниженный – 18%
Ведущие мотивы внутренние мотивы– 30% внешние мотивы – 2% равенство внутренних и внешних мотивов – 68%
Стремление к успеху или желание избежать неудач преобладает стремление к успеху – 2% стремление к успеху и желание избежать неудач выражены одинаково – 92% желание избежать неудач – 6%
Психологические причины : Особенности подросткового возраста Желание привлечь внимание родителей
Рекомендации: 1.Уделяйте ребенку больше времени, общайтесь с ним, приобщайте к значимой для вас деятельности (хобби, досуг и т.д.) 2. Контролируйте школьную жизнь ребенка, проверяйте выполнение домашнего задания, старайтесь помочь при возникающих сложностях, контактируйте с классным руководителем, педагогами-предметниками по поводу успехов и неудач вашего ребенка. 3.Каждый день при любом удобном случае старайтесь рассказать и показать на собственном примере, что образование делает жизнь интересней, расширяет границы мира.
4.Поддерживайте ребенка в любой ситуации, но осознанно, в ситуации успеха хвалите за верное применение своих знаний, умений и навыков в практической деятельности; в ситуации неудачи – объясните произошедшее недостаточной подготовленностью ребенка. 5.Воспитывайте в ребенке самостоятельность и ответственность за себя, за свои слова и поступки. 6.Не стремитесь мотивировать ребенка подарками и денежным вознаграждением, к этому быстро привыкают и отношения становятся не семейными, а рыночными.