Тема 5. Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Академический колледж Специальность «Дизайн» Трегубова Ирина Геннадьевна
Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения лекции студент должен знать: Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Новаторство И.С.Тургенев
Содержание 3 1.Ключевые понятия 2.Учебный материал 3.Вопросы для самопроверки 4.Рекомендуемая литература
Ключевые понятия 4 История создания романа Общественно-исторический контекст Композиция Речевая характеристика Пейзаж Жанр Оценка романа в русской критике.
История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.
В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».
ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
КОМПОЗИЦИЯ Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.
Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)
Своеобразие композиции Базаров и Аркадий совершают два круга странствий: имение Кирсановых имение Одинцовой имение Базаровых. Однако если первый приезд и в Марьино, и в Никольское это новые знакомства, то второй расставания и разрывы. У Базарова выбита почва из-под ног в своих нигилистических убеждениях он усомнился, а взамен ничего найти не сумел; как выяснилось, отказаться от любви, природы, искусства априори значительно проще, пока не осознаешь, что они могут значить в.жизни человека.
Вводя в повествование историю героя, Тургенев часто прибегает к остановкам сюжетного действия «биографическим» стоп-кадрам. Так, например, пока Николай Петрович дожидается Аркадия на дороге, автор «занимает» читателя историей его жизни; подробный рассказ о жизни Павла Петровича мотивирован желанием Аркадия оправдать своего дядю в глазах Базарова и поэтому биография Павла Петровича превращается в «рассказ Аркадия». Эпилог же полностью строится на досказывании романных судеб персонажей о Кукшиной, например, из него становится известно едва ли не больше, чем из тех глав, в которых она была действующим лицом.
Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).
И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.
Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.
По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).
Одна из отличительных черт тургеневской живописи эстетизация предметного изображения. Эпитеты, которые он выбирает, служат воссозданию цветовых соотношений и пропорций; интенсивные цвета уступают место точным оттенкам. Пейзажи Тургенев использует для более полной характеристики героев с их помощью создает эффект контраста (самый яркий пример эпилог романа, где описание могилы Базарова дано с точки зрения вечности)
«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.
...Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. Г. Гейне Тургенев увлекся Базаровым как сильным типом, близким к революционерам, но недоговорил своих мыслей о нем до конца, похоронив его слишком рано. И все-таки нигилист Базаров, с его огромным умом и сильной волей, это была первая в русской литературе личность, к которой каждый чувствовал уважение. Вот эта трезвость Базарова, его презрение к пустой болтовне и лишним людям делает его нужным для России человеком. За какую бы задачу он ни взялся, он разрешит ее практично своими крепкими умелыми руками, терпением и разумом. Конечно, Тургенев, писатель-либерал, постепеновец, не показал того великого дела, для которого должен был жить Базаров. Все это вызвало страстные споры вокруг романа и его героя. Извечный конфликт отцов и детей? По меткому выражению Луначарского, Тургенев хотел выпороть отцов, но и сына тоже хотел посечь.
В нигилизме Базарова надо отметить два момента: 1. Он отрицает все, связанное со старым, крепостническим строем. Такое отрицание было у Чернышевского. Крайность такого отрицания была присуща Писареву, который отвергал даже Пушкина. Эта крайность была и у Базарова. 2. Базаров не признает авторитетов. Он верит своим опытам. Это тоже характеризовало демократическую молодежь того времени. Точное определение образа Базарова дает Кропоткин: Нигилизм, с его декларацией практичности и отрицанием лицемерия, был только переходным моментом к поколению новых людей, не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших вместе с тем и для великого дела. Да и сам Тургенев говорил, что фигура Базарова все-таки стоит в преддверии будущего.... Что же общечеловеческого несет в себе этот тип? Может быть, то, что в нем живет жажда деятельности, жажда схватиться за дело, но неумение найти достойной для себя среды делает его злым и непримиримым. Когда возникает неизбежность гибели старого, на арену общественной жизни выдвигаются люди типа Базарова, откровенно отрицающие это старое, но не всегда выдвигающие взамен что-то позитивное.
«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.
Приобретенные знания 23 ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЦЕНКА РОМАНА В КРИТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Вопросы для самопроверки Какова роль пейзажа в романе? 2. В чем особенности нигилизма Базарова? 3. Каковы композиционные особенности романа?
Задания для самопроверки 1. По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания у Тургенева впрямую соотнесены с характером персонажа? а) Усадьба... стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе... К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. б)...На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка... Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились. в) Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали. 2.В двух «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей «Отцов и детей». Назовите каждого персонажа. Какими деталями должен быть дополнен его «оригинальный» облик? а)В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета, сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска. б)Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза. 3. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе. Утро было славное, свежее; маленькие... тучки стояли барашками на... лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная... земля, казалось, еще хранила след... зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. (румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный).
4.В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. Насколько точно эти условия были соблюдены? Как распределяются у Тургенева традиционные функции участников поединка дуэлянтов, секундантов, врачей? 6.Сопоставьте двух персонажей. Какой прием используется для их характеристики? В каких произведениях русской литературы он вам уже встречался?
Выполните упражнение. Перепишите текст» содержащий краткую характеристику эпохи 60-х гг. XIX и расставьте недостающие знаки и пропущенные буквы, цифры замените словами. Роман нач...на...тся как обычно у Тургенева с обрисовки той среды в которой должен буд...т появи...ся главный герой и с которой ему суждено вступить во враждебные отношения. (С.э)десь сразу(же) обнажа...тся замысел Тургенева - показать далеко не худших представителей дворянского сословия чтобы тем яснее по...черкнуть что речь дальше пойдет о борьбе не с плохими людьми а с отжившими обществе...ыми явлениями. Тема резкого антагонизма крестьян и помещиков старая тургеневская тема ведущая начало от "Записок охотника" достига...т (э,с)десь сильного и острого звучания. Все пре...шес...ующее было только подготовкой к разработк... главной темы - темы конфликта "отцов" и "детей" обоснованием социально (исторической) неизбежности их непр...м...римого столкновения. Характерно что сам Базаров (не,ни)разу нигилистом себя (не,ни) наэыва...т хотя и (не,ни) возража...т против такого наименования. Быть мож...т он по мысли автора и (не,ни) согласился бы с таким односторо...им определением своих взглядов но не в его характере горячи...ся из(за) слов. Он вообще (не,ни) пр...дает терминологии особого значения.
Рекомендуемая литература Основная Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
Рекомендуемая литература Дополнительная 29 1.Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение»,
30 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.