В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Время написания статей Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина Евгений Онегин, были последовательно опубликованы в годах в журнале Отечественные записки Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина Евгений Онегин, были последовательно опубликованы в годах в журнале Отечественные записки
Историзм романа Говоря о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведении картин русского общества. Критик считает Евгения Онегина поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Онегин есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. Говоря о романе А. С. Пушкина Евгений Онегин в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведении картин русского общества. Критик считает Евгения Онегина поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Онегин есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.
"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением, утверждает Белинский. Он указывает на народность как на характерную черту данного романа, считая, что в Евгении Онегине народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением, утверждает Белинский. Он указывает на народность как на характерную черту данного романа, считая, что в Евгении Онегине народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении: «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.
Образ Ленского «Ленский был романтик и по натуре и по духу времени… Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная…» «Ленский был романтик и по натуре и по духу времени… Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная…» «Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее… Его радости и печали были созданием его фантазии». «Вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее… Его радости и печали были созданием его фантазии». «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это повторяем был романтик, и больше ничего». «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это повторяем был романтик, и больше ничего».
Образ Евгения Онегина «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.» «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.»
«Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, считает В.Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли fatum".» «Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, считает В.Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли fatum".»
Образ Ольги Лариной «Существо доброе, милое, веселое, Ольга была очаровательна, как и все барышни, пока они еще не сделались барынями…» «Существо доброе, милое, веселое, Ольга была очаровательна, как и все барышни, пока они еще не сделались барынями…» «Ольга существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и… которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время…» «Ольга существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало и… которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время…»
Образ Татьяны Лариной Татьяна, по мнению В.Белинского, «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...», писал критик. Татьяна, по мнению В.Белинского, «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...», писал критик.
Значение романа Значение романа, по мнению В.Белинского, и в том, что от него (так же как и от комедии А.Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Н. Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины». Значение романа, по мнению В.Белинского, и в том, что от него (так же как и от комедии А.Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Н. Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».