Безотметочное оценивание
Оценка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемое преподавателем.
Отметка - количественная характеристика оценки, выраженная в баллах, цветом, каким-либо символом и т.п.
«Поурочный балл» (А.К. Москаленко) отмена этапа проверки домашнего задания; оценка всех видов ученической активности; возможность исправить неудачный ответ; возможность накапливать небольшие ответы, дополнения.
Слабые места: отказ от систематической домашней работы; не учитывалось, что для того, чтобы сохранить усвоенное, необходимо повторение, предупреждающее интенсивное забывание.
Зачетная система Оценивание осуществлялось по окончании учебного цикла – полугодия, в период зачетной недели. Но последовавшие за этим значительные перегрузки учащихся стали значительным риском нововведения.
Рейтинговое оценивание - определение места конкретного ученика среди других по результатам обучения. Рейтинг относил результаты одного ученика к результатам другого без внимания к эталону.
Модульно-рейтинговое (или зачетно-модульное) обучение – вариант рейтингового обучения Каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, креативности оценивалось по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале.
Содержательная (качественная) оценка знаний Ш.А. Амонашвили Количественная оценка заменена различными формами качественной оценки, среди которых характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценке. Но данная система не представлена как технология, т.е. последовательность определенных педагогических действий, реализующих оценивание без отметки.
Безотметочное обучение (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся.
В соответствии с Требованиями к результатам у обучающихся должны быть сформированы: - осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; - желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; - инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; - математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования направлена на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Результаты: Личностные Метапредметные Предметные
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности.
Метапредметные результаты - освоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Универсальные учебные действия (в широком понимании) - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия (в более узком - психологическом понимании) - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Учебная деятельность: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции оценивания в деятельностном или компетентностном подходе : стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогает понять, что важно и необходимо освоить; помогают обнаруживать, что они не знают и что не умеют делать; констатировать наличие тех или иных умений; констатировать степень овладения умением; констатировать позитивные достижения учащихся; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач; поддерживать высокую самооценку учащихся; мотивировать учащихся на достижение успеха; формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев.
Принципы безотметочного обучения: критериальность; приоритет самооценки; отказ от принципа «вычитания»; гибкость и вариативность; естественность процесса контроля и оценки.