МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско- русская школа 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани Исемн ә рне ң ясалышы. (Способы образования имен существительных ) Разработала учитель татарского языка и литературы Шагиахметова Л.Р.
м ә кт ә п (школа) ч ә ч ә к (цветок) авыл (деревня) 1 Тамыр исемнәр (корневые сущ.)
2 Ясалма (производные сущ.) -чы/че: бакчачы (садовод), эшче (рабочий) -ма/-м ә : ярма (крупа), б ү лм ә (комната), язма (запись) -даш /-д ә ш: юлдаш (попутчик), фикерд ә ш (единомышленник) -таш /-т ә ш: якташ (земляк), яшьт ә ш (ровесник) -м/-ым /-ем: катлам (земляк), явым-т ө шем (осадки) -лык /-лек: шатлык (радость), к ү злек (очки) -ыш/-еш: чыгыш (выступление), к ү ренеш (вид, панорама) -лы /-ле: м ә ск әү ле (москвич), казанлы (казанец)
3 Парлы (парные сущ. ) Пишутся через дефис: тир ә -як (окрестность), кием-салым (оде ң да), савыт-саба (посуда) Пишутся слитно: ө чпочмак (треугольник), дарухан ә (аптека)
4 Кушма (сложные сущ.) Пишутся слитно: ө чпочмак (треугольник) дарухан ә (аптека)
5 Тезм ә (составные сущ. ) Состоят из двух или нескольких существительных, отвечают только на один вопрос, пишутря раздельно: кыз бала (девочка)
6 Кыскартылма (сложно- сокращенные сущ. ) Состоят из сокращенных основ слов: завуч (заведующий учебной частью), КамАЗ (Кама автомобиль заводы-Камский автомобильный завод)