История франчайзинга
Оксфордский словарь английского языка 1933 года выпуска утверждает, что franchising – это пожалованные, епископатам королевской короной в 1559 года, права и свободы.
Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в США, где с 1860-х годов франчайзинг использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер".
В годах нефтеперерабат ывающие и автомобильные компании развивают дистрибьюторск ую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного производителя.
Примерно в это же время (в начале XX века) были организованы и такие известные во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков, как "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен Ап", которые продолжают функционировать и сегодня.
В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса окончательно сместилась в сторону отношений "оптовик – розничный продавец". Оптовый продавец предоставлял своим клиентам – мелким фирмам – многочисленные скидки, разрешал использовать марку торговой своей фирмы и при этом сохранять свою независимость.
С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперераб атывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинго выми единицами.
Современный формат Франчайзинг вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Пионером, так называемого франчайзинга бизнес-формата был предприниматель Рэй Крок, который в 1954 году купил у Дика и Мака Макдональдов право на франчайзинг. Он открыл заведение в штате Иллинойс и основал компанию «Макдоналдс корп.», продающую франчайзинг именно по этой системе работают более 25 тысяч ресторанов по всему миру.
На сегодняшний день форма франчайзинговых отношений приобрела в мире вполне привычное состояние. Считается, что в США франчайзинг прижился более, чем где-либо. Здесь насчитывается более полутора тысяч сетей франчайзинга и около компаний-франчайзеров. По прогнозам экспертов скоро каждое второе малое предприятие Америки будет частью чьей-то системы.