Актуальные тенденции и перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае Шибанова Н.М., зам. министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.
Кол-во учреждений (ед.) Кол-во обучающихся (чел) Кол-во детей – инвалидов (чел.) Учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дошкольные образовательные учреждения Специальные коррекционные учреждения Общеобразовательные учреждения Учреждения среднего, начального профессионального Итого
Нормативные документы федерального уровня Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года 273-ФЗ Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утверждена 04 февраля 2010 г.) Федеральная целевая программа развития образования на годы (утверждена постановлением Правительства РФ 7 февраля 2011 г. 61) Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. 761) Государственная программа «Доступная среда на годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р) Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295)
Нормативные документы регионального уровня Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края» на годы (утверждается на заседании Правительства Забайкальского края 25 апреля 2014 г.) Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы (Утвержден приказом Минобразования Забайкальского края от 11 июля 605)
«Доступная среда» ГодКоличество учреждений с «доступной средой» Охват обучающихся нормативсоздано в Забайкальском крае гг. 6,5%4% 20 школ в 9 районах края 294 чел. – 10,5% от общей численности детей-инвалидов 2014 г.12,8% 53 школы 420 чел. - 15% детей-инвалидов от общей численности детей-инвалидов
Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Доля организаций общего образования, обеспечивающих возможность учащимся получать образовательные услуги посредством технологий дистанционного обучения, от общего количества организаций общего образования (%) Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которым предоставлена возможность обучаться в условиях инклюзивного образования в организациях общего образования, в общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (%) Доля образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, от общей численности учреждений среднего и высшего профессионального образования в крае (%). 02,65,37,91120 Удельный вес количества образовательных организаций, обеспеченных специализированным оборудованием для комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, от общего количества образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования (%)
ФЦПРО на годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» ЛОТ 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» федеральная субсидия в размере 46 млн. руб.
ФЦПРО на годы переход на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ОВЗ Цели : развитие инфраструктуры образовательных организаций, реализующих ФГОС для детей с ОВЗ; обеспечение организационно-экономических механизмов, информационно-технологических, программно-методических ресурсов, обеспечивающих максимально равную доступность и высокое качество общего образования для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей; развитие моделей организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая подготовку педагогических кадров, специалистов служб сопровождения, доступной предметно-пространственной среды; реализация комплекса мер, направленных на обеспечение благоприятной социальной адаптации и интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.
ФЦПРО на годы переход на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ОВЗ 8 федеральных экспериментальных площадок МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 6», г. Балей МАОУ«Целиннинская средняя общеобразовательная школа» МБОУ«Средняя общеобразовательная школа 11» г. Чита Муниципальное казенное специальное (коррекционное) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 10 г. Краснокаменск» ГОУ«Центр образования для детей-инвалидов Забайкальского края» ГС(коррекционное) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии III-IV вида «Петровск-Забайкальская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» ГОУ«Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии VIII вида Забайкальского края» ГС(коррекционное) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии VIII вида «Черновская школа-интернат»
ФЦПРО на годы переход на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ОВЗ Перспективы реализации мероприятий ФЦПРО: Создание инновационной инфраструктуры образовательных учреждений общегообразования, реализующих ФГОС для детей с ОВЗ. Подготовка квалифицированного педагогического сообщества по реализации ФГОС для детей с ОВЗ посредством реализации комплекса дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Формирование открытого информационного образовательного пространства в крае для диссеминации инновационного опыта и лучших педагогических практик создания условий и реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Формирование открытого и позитивного общественного мнения об образовательных моделях интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на период до 2020 года» Цель - повышение доступности, качества и социальной эффек- тивности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспек- тивными задачами социально-экономи- ческого и этнокультурного развития региона. Подпрограмма 1: «Повышение качества и доступности дошкольного образования» Подпрограмма 2: «Повышение качества и доступности общего образования» Подпрограмма 3: «Повышение качества и доступности дополнительного образования детей» Подпрограмма 4: «Развитие реабилитационной работы, специального образования и опеки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» Подпрограмма 5: «Развитие профессионального образования и науки» Подпрограмма 6: «Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив» Подпрограмма 7: «Комплексная информатизация образования» Подпрограмма 8: «Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся» Подпрограмма 9: «Обеспечение реализации государственной программы»
Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения (%) Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения (%) Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которым предоставлена возможность обучаться в условиях инклюзивного образования в организациях общего образования, в общей численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (%)
Профессиональное образование детей-инвалидов В 2013 году в профессиональных образовательных учреждениях Забайкальского края созданы условия для обучения 161 чел., из них по программам: высшего профессионального образования – 75 чел., подготовки специалистов среднего звена – 68 чел., квалифицированных рабочих и служащих – 18 чел. (программы строительного, штукатурно-малярного, швейного профилей, сельскохозяйственных специальностей, специальности «Парикмахер», «Наладчик компьютерных сетей» и др.)
Кадровая обеспеченность Специалисты (чел) Факт (чел.) Потребность (чел.) Педагоги-психологи (+91) Учителя-логопеды65250 (+185) Социальные педагоги (+90) Учителя-дефектологи (+165)
Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Доля педагогических работников, обучающих на дому детей-инвалидов по программам общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку по организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий, от общего числа педагогических работников, обеспечивающих данное направление работы (%) Доля педагогических работников организаций общего образования, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы по программам инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, от общей численности руководителей и педагогических работников организаций общего образования (%)
Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на период до 2020 года» Подпрограмма 8: «Развитие системы медико-социального и психолого- педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся» Цель: развитие комплексной, многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на их успешную социализацию, оказание помощи в выходе из кризисных состояний
Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3-х лет, охваченных программами раннего психолого-педагогического сопровождения, от общего количества детей данной возрастной группы (%). 3031,53334,53638 Удельный вес количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ, охваченных программами комплексного сопровождения, от общего количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условия ППМСС центров (%). 21,425,329,233,23537,1
Комплексный план действий Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по реализации региональных программ на годы Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Доля образовательных организаций дошкольного образования, имеющих комплексную службу медико- социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников, от общего количества образовательных организаций дошкольного образования (%). 22,424,126,128,429,831,7 Доля образовательных организаций общего образования, имеющих комплексную службу медико- социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, от общего количества образовательных организаций общего образования (%). 4044,147,352,257,262 Доля образовательных организаций профессионального образования, имеющих службу психолого-педагогического сопровождения обучающихся, от общего количества образовательных организаций профессионального образования (%)