Контрольная работа по административному праву тема: Административно- правовые нормы исп. Ульянова Е.И.
Содержание 1. Понятие норм административного права 1.1. Признаки административно-правовых норм 1.1. Признаки административно-правовых норм 1.2. Особенности структуры административно- правовых норм 1.2. Особенности структуры административно- правовых норм 2. Виды административно-правовых норм 3. Реализация административно-правовой нормы 3.1.Исполнение административно-правовой нормы 3.1.Исполнение административно-правовой нормы 3.2. Применение административно-правовой нормы 3.2. Применение административно-правовой нормы
Административно- правовые нормы, что это?
Под административно-правовой нормой понимают правила поведения, установленные государством в целях закрепления и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за нарушение которых может наступать административная ответственность
Для административно-правовой нормы характерны: Признаки Структура
Признаки административно- правовой нормы: 1. Общеобязательный характер 2. Исходят санкционируются государством санкционируются государством признаются признаются 3.Обеспечиваются возможностью государственного принуждения 4. Возлагают на участников отношений юридические обязанности
5. Предоставляют участникам общественных отношений субъективные права 6. Не персонифицированы (не индивидуальны) 7. Не казуистичны (рассчитаны на неопределенное количество повторений) 8. Логическая структура.
9. Преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия; 10.Формально определены и выражены в формах (источниках) права 11. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации;
Источники административного права в России: Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации Законы (федеральные конституционные и федеральные) Кодексы Нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти Нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти Нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления Нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления
Структура административно- правовых норм ГипотезаДиспозицияСанкция
ГИПОТЕЗА - предположение («Если…»), указывающее на условия, при которых реализуется административно-правовая норма, то есть содержащее указание на юридический факт – жизненные обстоятельства.
Например: Ст Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях: «Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Условия, при которых реализуется административно- правовая норма – появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность
Диспозиция часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является стержнем, основной частью правовой нормы.
Например: Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Безбилетный проезд»: «Гражданин, осуществляющий проезд в пригородном поезде, обязан оплатить проезд до посадки в вагон. Безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей
Правило поведения - гражданин, осуществляющий проезд в пригородном поезде, обязан оплатить проезд до посадки в вагон
Санкция это часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией
Например: ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей Безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей
Виды административно-правовых норм: - по содержанию; - по предмету регулирования; - по методу воздействия; - по форме предписания; - по способу действия.
Административно-правовые нормы по предмету правового регулирования: 1. Материальные (регулирующие сущность управленческих отношений) 2. Процессуальные (регламентирующие порядок реализации управленческих отношений)
Административно-правовые нормы по методу воздействия: 1. Обязывающие 2. Уполномочивающие 3. Запрещающие 4. Стимулирующие
Административно-правовые нормы по форме предписания: 1. Императивные 2. Диспозитивные 3. Рекомендательные
Административно-правовые нормы по способу воздействия В пространстве: общероссийские местные в пределах субъекта
По времени: бессрочные срочные с определенным сроком действия
По субъектам регулирования: По субъектам регулирования: - в сфере деятельности органов исполнительной власти - государственного управления - касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений
Реализация административно- правовой нормы: есть процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований, их исполнение, применение, то есть принятие на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. есть процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований, их исполнение, применение, то есть принятие на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса.
Варианты реализации административно-правовых норм Исполнение Исполнение основные способы основные способыПрименениеСоблюдениеИспользование
Исполнение – это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.
Применение административно- правовых норм -прерогатива соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм
Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, свя занного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление. Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно- правовых норм. Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно- правовых норм.
Своей главной цели – регулирование общественных отношений административно-правовые нормы достигают путем: 1. возложения на конкретных субъектов определенных юридических обязанностей; 2. предоставления исполнительным органам (должностным лицам) полномочий требовать от этих субъектов должного поведения, т.е. исполнения возложенных на них обязанностей; 3. предоставления участникам регулируемых отношений определенного комплекса прав (особенно гражданам, общественным объединениям и т.п.); 4. гарантирования этих прав.
Список использованной литературы 1. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от ФЗ (ред. от ). 2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч. М., с. 47– Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/; ГУАП. СПб – с Кашина Т.В. Российское право: учебник/ Т.В. Кашина,А.В.Кашин. – 2-е изд., пересмотр. – М с Лушников А.М. Теория государства и права: учебное пособие/ А.М. Лушников; Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ).- Ярославль. – с Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М – с Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образова ние». Ростов-на-Дону с. 76.