Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский педагогический колледж
Личностное самоопределение – познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической ситуации), а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.
Внутренняя готовность самоопределяющейся личности – это готовность увидеть проблему самоопределения и самостоятельно её решить; готовность обратиться за помощью; желание самостоятельно совершать определённые действия; готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию по- новому; готовность пойти на внутренние компромиссы.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КритерииПоказатели результативности Когнитивный Знания о профессиях. Знание о привлекающей профессии (содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда). Знание о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: общетрудовых, специальных, коммуникативных, организаторских, творческих). Знание о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции).
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КритерииПоказатели результативности Мотивационно - ценностный Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность). Адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная Я концепция, стремление к преодолению трудностей). Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению. Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КритерииПоказатели результативности Деятельностно- практический Способность к самореализации, пробе сил. Ориентация на оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности. Способность найти профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.). Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).
Трудности ПС студентов колледжа Низкий уровень информированности. Личностные качества: тревожность, импульсивность, депрессивность. Изменения в жизненных и профессиональных целях. Первичный опыт на практике.
Основные условия ПС студентов Объективные социальные условия: система образовательного процесса и ближайшее окружение. Субъективные условия: склонности, способности, мотивы и установки на профессиональное самоопределение, принадлежность к студенческому профессиональному сообществу, самооценка, принятие ответственности.
Педагогическое сопровождение Проекты КОМППАС ПРОФЕССИЯ + Я
КОМППАС ( компетентность, ответственность, мобильность, профессиональная позиция, активность, самостоятельность) изменения в построении образовательного процесса, которые обеспечивают различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений.
ПРОФЕССИЯ + Я участие в интеллектуальных играх, студенческих проблемных лабораториях, направленных на развитие мотивации к учебной деятельности и развитие ОК; участие в социальных проектах «Солнышко в ладошках», «Физкультурный дворик», «Вершины мастерства» и др., направленных на развитие ПЗЛК будущих педагогов; участие в постоянной работе с работодателями не только на практике, но и вне ее; включение студентов выпускных групп в работу «Кадрового центра».
Наша работа Организована совместная работа колледжа и Департамента образования г.Братска. Разработан пакет диагностических материалов. Скомплектованы педагогические классы. Создана система педагогического сопровождения профессионального самоопределения летних школьников. Разрабатывается содержание элективных курсов, материалы работы с родителями.
Спасибо за внимание!