Социальная карта территорий (г.Красноярск, г.Минусинск, с.Казачинское). Кет Ю.С., Кривецкая К.А., Шторк Д.К., г.Красноярск XXI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» апреля 2014 года, г. Красноярск
Социальная карта территории это географическая карта местности, графически разделенная на секторы. Ребенок отмечал: 1) те места, куда он ходит один или с друзьями, 2) те места, которые он посещает совместно с родителями.
Карта г. Красноярска: места, куда дети ходят самостоятельно:
Места, куда дети ходят одни или с друзьями (самостоятельно): Самые наполненные - 2,4,5 сегменты. В сегменте 2 - места развлечения и торговли (ТРЦ, кафе, рестораны). Самое популярное место среди школьников - ТРЦ «Планета». Его не отмечают 5-классники и отмечают лишь некоторые 6-классники. В сегмент 4 входит гимназия, в которой учатся дети, дом, места развлечения и отдыха (около 50% всех детей), места спортивных площадок и места питания. Больше всего здесь 5ти и 6ти-классников.
Места, куда дети ходят одни или с друзьями (самостоятельно): Сегмент 5 - центральная часть города. Здесь больше всего отмечено мест развлечения, питания и культурных объектов. Также представлено несколько мест образования (например, школа ин.языка). «Непопулярные» сегменты (1,8, 9, 6,3) - либо промышленными районами города, либо удаленными от центра, они мало наполнены местами досуга, культуры, развлечений и образования. Более двух третей всех мест являются развлекательными и местами отдыха детей.
Карта г. Красноярска: места, куда дети ходят с родителями:
Места, куда дети ходят с родителями: появляются новые места: театры, ТРЦ (для 5ти и 6ти-классников)- совместные походы как бы расширяют репертуар города для ребенка. мест, куда дети ходят с родителями меньше, чем мест, куда они ходят одни (самостоятельно – 7-8 мест, с родителями места) – у детей всех возрастов, здесь нет явных отличий в местах между разными классами (возрастами),
Места, куда дети ходят с родителями: большинство - развлекательных и мест отдыха, но увеличивается количество культурных объектов (театры, музеи, выставочные центры), и места отдыха на природе (лес, зоопарк, заповедник). через родителей для детей открывается и более широкое пространство за пределами города (загородные базы отдыха, дачи, деревни, ближайшие города). В целом, освоенность сегментов аналогична той, что на карте у детей без родителей.
Самостоятельно С родителями
Карта г. Минусинска: места, куда дети ходят самостоятельно
Карта г. Минусинска: места, куда дети ходят с родителями
Что мы обнаружили? В Минусинске и в Казачинском, все «возраста» достаточно равномерно распределены по сегментам. В Красноярске есть места, которые открываются для детей только с определенного возраста (ТРЦ «Планета» для 5-тиклассников). БОльшая часть мест, которые посещают дети БЕЗ родителей – места развлечений и досуга (ТРЦ, парки, кино, кафе – 75%). С родителями также большая часть мест – развлекательные (70%), но также добавляются места культуры (в Красноярске) и образовательные (г.Минусинск). Места посещения с родителями расширяют диапазон – новые сегменты, новые территории В крупном городе – город освоен только в нескольких сегментах, в меньшем городе – освоенных сегментов больше, в селе – нет неосвоенных детьми мест.
Социальная карта позволяет: Увидеть места локации, концентрации современного детства; Увидеть, как рассредоточиваются дети по возрастам; Определить места, где дети проводят время индивидуально, и где они бывают вместе с родителями; определить, каких мест выделяется больше; Определить, умеют ли подростки работать с картой; Определить, какие типы мест и какие конкретно места популярны среди подростков: места развлечения, места образования, места питания.
Ограничения: Детям было достаточно трудно работать с картой (находить места, отмечать их на карте), Невозможно определить мотивы посещения тех или иных мест: почему детей привлекают места, чем они там занимаются, Невозможно определить инициативность при посещении: дети пошли туда сами или за компанию, или их отправили родители.