Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре. Д.С. Лихачев
Если хочешь сдвинуть мир – сдвинь себя. Латинская пословица. Базовые национальные ценности: Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество
«От известного к неизвестному» «От близкого к далекому» Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, района, города, поселка или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Особенности реализации краеведческого принципа: Интегративность - восприятие родного края на основе глубоких представлений, полученных учащимися при изучении различных аспектов; Воспитательная функция - открывает перед учащимися возможности для нравственного поступка; Деятельностный подход - заключается в выполнении школьниками самостоятельных и коллективных исследовательских работ, выходящих за рамки учебных задач.
Возможности использования краеведческого материала на учебных занятиях: изучение краеведческого материала предшествует изучению нового учебного материала; краеведческий материал используется одновременно с изучением новой темы при выполнении заданий для самостоятельной работы; изучение учебного материала темы заканчивается практической работой краеведческого характера.
Недостаточно только иметь хороший разум, главное – это применить его. Р. Декарт Внеклассная работа - направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей учащихся, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, способствует профессиональная ориентация и организации социальной деятельности школьников в пределах своего края (района).
Направления внеклассной работы: Научно-познавательное Историко-географическое Экологическое Экономическое Эстетическое Туристско-краеведческое и др.
Организационные формы внеклассной работы: Предметный кружок или кружки по интересам (клубы, общества); Экскурсионно-краеведческая работа (экскурсии в природу, на производство, на социальные объекты, походы и др.); Краеведческие вечера, краевед. олимпиады, викторины, игры, конференции, предметные недели и др.; Социальная деятельность учащихся может быть как внутришкольной (изготовление средств обучения, открытие выставки, школьного дендрария, оформление кабинетов и др.), так и внешкольной (пропаганда знаний среди населения, охрана природы своего края и др.).
Организовать – это значит сначала оценить возможность, а уже потом ставить задачу. Народная мудрость. Цель инновационной площадки: разработка и апробация познавательных заданий, системы учебных занятий по реализации краеведческого принципа на уроках и во внеурочной деятельности в системе школьного образования
Задачи инновационной площадки : Проанализировать нормативно-правовые документы, психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам воспитания и социализации учащихся современной школы; Обосновать целесообразность реализации краеведческого принципа на уроках и во внеурочной деятельности в системе школьного образования; Разработать и апробировать познавательные задания краеведческой направленности для организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
Форма предъявления результатов площадки: Подготовка к публикации сборника по материалам площадки; Представление опыта работы школы на областном семинаре «Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования».
Благодарю за внимание!