Разработка рабочих программ по общественным дисциплинам Кациев Игорь Ахсарович заведующий УМК общественных дисциплин СОРИПКРО Владикавказ, 2011 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка рабочих программ по физике Шахматова Валентина Васильевна, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО Челябинск, 2009.
Advertisements

Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Рекомендации по составлению рабочей программы учителя физики Шафаревская Н.А., методист ЦПКИМР учебный год.
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
МБОУ «Иртовская ООШ» Разработка рабочей программы по предмету на основе примерной программы.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Структура рабочей программы. Приказ МОиН ЧО 103/3404 от 31 июля 2009г. Cтруктура рабочей программы: 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка. 3.Календарно-тематический.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Транксрипт:

Разработка рабочих программ по общественным дисциплинам Кациев Игорь Ахсарович заведующий УМК общественных дисциплин СОРИПКРО Владикавказ,

Нормативное сопровождение стандарта : -основные общеобразовательные программы ОУ; -Фундаментальное ядро содержания общего образования; -БУП (БОП); -примерные программы по учебным предметам; -авторские программы к учебникам; -система оценки достижений требований стандарта Шахматова В.В. 2

Основная общеобразовательная программа оу состоит из: - пояснительной записки, -характеристики целей образования для данной ступени общего образования, -базисного учебного (образовательного) плана; -фундаментального ядра содержания образования; -примерных программ по отдельным учебным предметам; -программы формирования универсальных учебных действий; -рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся; -программы воспитания и социализации. Шахматова В.В. 3

Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, оу. Освоение или не освоение этих программ и будет основой для получения документа об образовании. Шахматова В.В. 4

Основным отличием примерной программы по учебному предмету, разработанной в рамках нового образовательного стандарта, от примерных программ первого поколения, является их методическая и технологическая оснащенность. В программе определяются цели образования; личностные, метапредметные и предметные результаты; структура курса и последовательность предъявления материала; основное содержание; варианты тематического планирования; рекомендации по оцениванию, рекомендации по внеурочной деятельности, рекомендации по оснащению и методической литературе. Шахматова В.В. 5

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе. Шахматова В.В. 6

Образовательный план состоит из инвариантной и вариативной частей. В инвариантной части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». Шахматова В.В. 7

Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65 %, а на вариативную часть отводится 35 %. В старшей школе соотношение иное: инвариантная часть составляет около 35 %, а вариативная – 65 %. 8

Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является Фундаментальное ядро содержания общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро содержит в себе определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., и обобщенные способы познавательной и практической деятельности. Шахматова В.В. 9

В этом документе предпринята попытка определить и зафиксировать основополагающие элементы научного знания методологического, систематизирующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, общенаучные и частные методы познания, составляющие контур содержания общего образования применительно к каждой отрасли научного знания. Шахматова В.В. 10

На основе этих элементов разрабатываются примерные программы по отдельным школьным предметам. И в этом принципиальное отличие фундаментального ядра от обязательного минимума содержания образования. Инновационный характер фундаментального ядра обусловлен также и тем, что он включает систему общих (универсальных) учебных действий, на формирование которых направлен образовательный процесс. Шахматова В.В. 11

Овладение универсальными учебными действиями позволяет школьникам усваивать необходимые понятия и формировать умения решать учебные и практические задачи. В соответствии с идеологией стандарта второго поколения школьник должен освоить определенное количество фундаментальных умений, которые позволяют ориентироваться в содержательном поле, а не сводить фундаментальное ядро к темам, которые нужно изучать. Таким образом, фундаментальное ядро включает в себя не только содержательные компоненты, но и набор обобщенных познавательных умений. 12

Программа формирования универсальных учебных действий подразумевает обобщенные способы действий, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов. 13

Их описание, рекомендации по формированию содержатся в особом документе – примерной программе формирования универсальных учебных действий, носящей рекомендательный характер и имеющей стратегическое значение. Изучив ее, каждый учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структурированы Шахматова В.В. 14

Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить усилия всех педагогов, всего педагогического коллектива при изучении всех учебных предметов. Универсальные учебные действия не формируются вне предметного содержания. Восприняв эту программу, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета. Шахматова В.В. 15

Принципиально новым документом является примерная Программа воспитания и социализации учащихся. Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно- познавательное, патриотическое направления, а также общественно- полезная и проектная деятельность. Шахматова В.В. 16

В этой программе направления сознательно пересекаются и частично перекрывают друг друга. Они сохранятся и будут представлены и в программе для старшей школы. Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, концептуальной значимости является одним из важнейших для педагогов документов. Она открывает педагогам важнейшее направление гражданско- патриотической деятельности, которая раньше системно никак не описывалась и не оплачивалась из бюджета. Шахматова В.В. 17

Новый стандарт предлагает возможность иного подхода к планированию учебного времени. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую – внеучебная деятельность. Школа должна стать более вариативной, разнообразной. Педагогический коллектив может и должен лучше учитывать специфику, особенности своего региона, местоположения своей школы. Все это позволит педагогам, и учащимся, привлекая родителей, заинтересованную общественность совместно организовать результативный образовательный процесс, эффективную школу. Важнейшим критерием ее эффективности является способность сформировать у школьников желание, готовность и умение учиться. Шахматова В.В. 18

компетенции образовательного учреждения «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (далее - рабочая программа). В соответствии со статьей 32 п.7 Закона Российской Федерации «Об образовании» 19

общеобразовательным учреждением определяется структура порядок согласования и утверждения рабочей программы закрепляется локальным актом, внесенным в перечень локальных актов Устава общеобразовательного учреждения 20

21 Примерная программа (для ступени обучения 5-9 класс, класс С учетом уровня обучения) Рабочая программа 1 вариант – для ступени обучения 2 вариант – для параллели Авторская программа (для ступени обучения 5-9 класс, класс) 21

Рабочая учебная программа – это локальный и индивидуальный документ, созданный на основе примерной программы, с учетом национально- региональных условий, типа ОУ, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект. Законом РФ «Об образовании» (с т. 32, п. 2.7) определено право учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. 22

23 Примерная структура рабочей программы 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка 3.Содержание рабочей программы 4.Учебно - тематический план 5.Требования к уровню подготовки учащихся 6.Список литературы для учащихся и педагогов и средства обучения 7.Приложения (перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ, критерии и нормы оценки, контрольно-измерительные материалы и др.) 8.Календарно – тематический план учителя (приложение к рабочей программе). 23

Пояснительная записка к рабочей программе наименование примерной программы (с указанием реквизитов документов, которые её рекомендуют), на основе которой разработана рабочая программа обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно- методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения; миссия образовательного учреждения и пр.) обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента 24

Структура рабочей программы является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета (например, реализации практической части федерального компонента государственной образовательного стандарта) 25

Пример определение количества часов на изучение разделов курса физики в основной школе Кол-во часов в примерной программе Кол-во часов в авторской программе Кол-во часов в рабочей программе 7 класс 8 класс 9 класс Физика и физические методы изучения природы 6 Механические явления 57 Тепловые явления 33 Электрические и магнитные явления 30 Электромагнитные колебания и волны 40 Квантовые явления 23 резерв21 итого Шахматова В.В. 26 В соответствии с ОБУП

Электромагнитные колебания и волны (40 час) Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Шахматова В.В. 27 пример

Тема «Световые явления» Элементы содержания образования Перышкин, 8 класс (11 часов) Громов, 9 класс (13 часов) Прямолинейное распространение света §62§ 29,30 Отражение света. Закон отражения света § 63§ 31 Плоское зеркало § 64§ 32 Преломление света § 65 закон§ 33 Линза Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы § 66§ 34 Формула линзы Глаз как оптическая система §5 и 6 для доп. чтения §37 Оптические приборы (проекционный аппарат, фотоаппарат) §36 фото аппарат Шахматова В.В. 28 пример

Лабораторные работы и опыты по теме «световые явления» Наличие инструкции в учебнике Изучение явления распространения света (Г,П) Исследование зависимости угла отражения от угла падения света Изучение свойств изображения в плоском зеркале (Г) Исследование зависимости угла преломления от угла падения света Измерение фокусного расстояния собирающей линзы (Г) Получение изображений с помощью собирающей линзы (Г,П) Шахматова В.В. 29

Лабораторные работы и опыты по теме « Электромагнитные колебания и волны» Изучение явления электромагнитной индукции Изучение принципа действия трансформатора Наблюдение явления дисперсии света наличие инструкции в учебниках оборудования Шахматова В.В. 30

Перечень компонентов учебно-методического комплекса Учебно-методический комплект (Программа, учебник, сборник задач и заданий, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и т.д.) Демонстрационное оборудование Лабораторное оборудование Дидактические пособия Методические пособия Пособия для проверки уровня усвоения сформированности знаний Хрестоматии, справочники, энциклопедии

При составлении планирование учитывать (включать) Номер урока (двойной) Дата проведения урока Тема урока Материал учебника и сборника задач (Д.з) Демонстрации Лабораторные работы и опыты Контроль сформированности знаний и умений ( контрольные работы, самостоятельные) Национально-региональный компонент

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу выделять по классам, если рабочая программа разработана для ступени обучения по темам Варианты отдельный столбик в тематическом планировании после каждой темы Основа описания требований - требования к уровню подготовки выпускников 33

Приглашаем учителей общественных дисциплин на семинары и курсы повышения квалификации «Методологические основы разработки рабочих программ учебных предметов (история, обществознание и право) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» Контакты: Кациев Игорь Ахсарович ,