«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова Инна Михайловна СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова Инна Михайловна
Титульный листПояснительная запискаУчебно-тематический планСодержание изучаемого курсаМетодическое обеспечениеСписок литературы ДОП содержит следующие элементы: ДОП содержит следующие элементы:
Основные компоненты рабочих программ Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 1) Пояснительная записка, включающая в себя: вид программы; направленность; новизна; актуальность; педагогическая целесообразность; цель и задачи; отличительная особенность; связь с другими программами; формы и методы обучения; возраст, вид группы, особенности набора; режим занятий; прогнозируемые результаты (по годам обучения); результативность программы. 1) Пояснительная записка, включающая в себя: направленность программы; актуальность программы; цель и задачи программы; отличительная особенность; возраст учащихся; сроки реализации, формы и режим занятий; ожидаемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные) и способы их определения; результативность изучения программы; формы подведения итогов реализации ДОП.
Направленность ДОП Должна соответствовать направлениям внеурочной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений РФ: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно- познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность
Актуальность (педагогическая целесообразность) ДОП Ориентация на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ
Цель и задачи ДОП Цель ДОП должна соответствовать требованиям к личностным результатам освоения основной образовательной программы, установленным ФГОС НОО. Задачи ДОП должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности учащихся
Ожидаемые результаты Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности Метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Предметные результаты, включающие освоение обучающимися умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных и социальных ситуациях.
Результативность ДОП Определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не должно превышать 4 за учебный год
Формы подведения итогов реализации ДОП Являются выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.п. Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому направлению дополнительного образования за учебный год должно пройти не менее 4 мероприятий на уровне ОУ
Источники написания пояснительной записки для программы с учетом ФГОС: 1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, (стандарты второго поколения) 2Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, (стандарты второго поколения) 3Образовательная программа учреждения (школы)
Основные компоненты рабочих программ Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 2) Учебно-тематический план, включающий в себя: перечень разделов, тем; кол-во часов по каждой теме; с разбивкой на теоретические и практические занятия. 2) Учебно-тематический план, включающий в себя: перечень разделов, тем; кол-во часов по каждой теме; с разбивкой на теоретические и практические занятия.
Основные компоненты рабочих программ Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 3) Содержание программы (реферативное описание разделов и тем): краткое описание тем занятий с указанием количества часов, согласно учебно-тематического плана. 3) Содержание программы: краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности учащихся, подлежащих освоению. В заключении указывается перечень контрольных испытаний (работ), проверяющих уровень освоения учащимися содержания
Основные компоненты рабочих программ Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 4) Методическое обеспечение программы: формы занятий; материально-техническое обеспечение; дидактические, лекционные и методические материалы. 4) Методическое обеспечение: краткие методические рекомендации для организации и проведения игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.п.; методические рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов; дидактический и лекционный материал, методики исследовательских работ, тематика опытнической или исследовательской работы и т.п.
Основные компоненты рабочих программ Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 5) Формы и виды контроля: формы подведения итогов по разделам программы (таблица с указанием тем, ЗУН, сроков и видов контроля по годам обучения). 5) Список литературы для детей и для педагога. Программа УДОДПрограмма УДОД с учетом ФГОС 6) Список литературы для детей и для педагога.
Что необходимо учитывать ПДО при разработке программы в соответствии с ФГОС Необходимо «встраивание» программы ДОП в программу внеурочной деятельности образовательного учреждения (школы) в соответствии с нормами организации внеурочной работы по новым стандартам В учебном плане необходимо изменить количество часов в целом и по отдельным темам Надо откорректировать требования к результатам освоения программы и контрольно-измерительным материалам Цели ДОП не должны противоречить планируемым результатам освоения основной образовательной программы школы и в то же время должны отвечать задачам дополнительного образования