Основы духовно-нравственной культуры в контексте христианской православной педагогической культурной традиции (методическое сопровождение лектория для педагогов общеобразовательных школ )
ЛЕКТОРИЙ - Концептуальные начала содержания предмета «Православная культура» Предмет Кол-во занятий Кол-во часов 1. Богословско-философские основы христианского православного учения Православные корни русской литературы Проблемы христианского осмысления истории Особенности культурно- педагогической русской традиции 48* 5. Этические основания христианского православного учения 612* 6. Психология в свете христианского православного учения о человеке 48* 7. Художественная культура Православия Круглый стол по проблеме готовности использования элементов православного содержания в деятельности педагогов 12 Всего3672
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Курс лектория закончили более 150 человек, которые затем продолжили обучение на курсах «Духовные основы образования», но не имеют дидактических и методических материалов Лекторий способствует становлению смыслообразующего компонента готовности и мотивации педагогов применять знания о Православии в своей профессиональной деятельности, но содержательная база отсутствует
Проблемы Многолетний отрыв от православной традиции не позволяет педагогам различать языческие наслоения внутри православной культуры и вносит путаницу в содержательный компонент. Отсутствие и малодоступность необходимой литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель: Создание учебно- методического комплекта для учителей Задачи: 1.Сбор методических материалов. 2.Создание разнообразных пособий (хрестоматии, рекомендательных библиографических списков, сборников материалов на электронных носителях и др.)
Подходы к включению знаний о Православии в образовательное пространство школы 1.Отдельный предмет 2.Интеграция в предметы базисного плана 3.Воспитательная работа
Основные компоненты проекта : I. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте педагогической православной культуры: 1. Исторический обзор. Диск DVD. 2. Комплект для самоподготовки учителя и повышения квалификации для педагогов, не имеющих богословского образования «Духовно- нравственное воспитание и православная культура».
Содержание диска: Христианская педагогика Древней Церкви (до Константина Великого). Византийское наследие. Педагогика синодального периода. Русские Святые о педагогике. Развитие педагогической культуры в эмиграции (зарубежье). Советская педагогика. Современная православно - ориентированная педагогическая культура.
II. Воспитывающее обучение в общеобразовательном пространстве школы: 1. Духовно-нравственное обучение в отдельном предмете: а) Список экспериментальных учебно-методических комплектов (методические пособия, учебные пособия, наглядные пособия, музыкальные пособия, рабочие тетради и др.). б) Учебно-методический комплект «Уроки добра» (хрестоматия, методическое пособие, конспект занятий для 1 года обучения, рабочие тетради -раскраски, основные понятия, краткий толковый словарь православной этики,диагностика и др.).
II. Воспитывающее обучение в общеобразовательном пространстве школы: 2. Духовно-нравственное обучение в предметах базисного плана : филология, обществознание, искусствоведение, естествознание. Видео и аудио материалы : 1. «Библейская традиция в творчестве писателей, поэтов, композиторов, художников и режиссеров ». 2. «Евангелие и великие люди России». 3. « Современники и Церковь». 4. «Гоголь как духовный писатель». 5. «Святой Урал». 6. «История семьи Тучковых».. «Духовный труженик Пушкин»
III. Духовно – нравственное воспитание во внеурочное и внеклассное время. Материалы для проведения классных часов и праздничных мероприятий. 1. Пособия, созданные сотрудниками Катехизаторского отдела: а) на электронных носителях; б) на бумажных носителях. 2.Музыкальное сопровождение занятий и праздничных мероприятий: а) ноты; б) аудиодиски; в)видеодиски.
Результаты Пробуждение мотивации использования аксиологического компонента Православия в духовно-нравственном воспитании учащихся и осознание необходимости дальнейшего обучения.
Выводы: Проект значительно облегчает поиск необходимой педагогу информации. Обеспечивает переход педагога на другой творческий уровень. Дает преподавателю необходимые знания для уверенного общения с учениками.