Оценка образовательных программ Высшее образование Институт экономики, управления и природопользования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Advertisements

Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Аккредитация образовательных программ: возможные подходы С.Ю.Рощин Рабочая группа АВРЭМ,
Оценка образовательных программ. Проекты моделей профессионально-общественной аккредитации и единого экзамена для бакалавров. С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Комиссия.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Опыт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
О подготовке к международной аккредитации магистерских программ в НИТУ «МИСиС» Золотарева Наталия Михайловна, начальник Управления образовательных стандартов.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Транксрипт:

Оценка образовательных программ Высшее образование Институт экономики, управления и природопользования

Высшее образование Основные образовательные программы: бакалавриат, специалитет, магистратура ( направления: Экономика, Менеджмент, Управление персоналом, Государственное и муниципальное управление и др.) –ФГОС (виды деятельности, компетенции и др.) Дополнительные образовательные программы –Цель программы, модель компетенций

Независимая оценка образовательных программ: современные требования Студентам, общественности, государству, органам аккредитации, попечителям/учредителям должны быть предоставлены доказательства качества образовательных программ Смещение акцента на результативность программы, удовлетворенность студентов и работодателей, и подтверждение того, как студенты отвечают заявленным/запланированным целям и задачам программы Сопоставимость hard (однозначно измеримых, независимых от измеряющего субъекта) и soft (выражающих мнения, суждения, оценку) показателей

Аккредитация в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С точки зрения государства С точки зрения общества Государственная аккредитация образовательной деятельности Аккредитационный орган – орган исполнительной власти (федеральный или субъекта РФ) Ст. 92 (п.2) …подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях… Общественная аккредитация образовательной организации Аккредитующая общественная организация – российская, иностранная, международная Ст. 96 (п.1-2) … признание уровня деятельности организации… соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Профессионально -общественная аккредитация образовательных программ Работодатели, их объединения, уполномоченные ими общественные организации Ст. 96 (п.4-6) … признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации… отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Соотношение видов аккредитации по содержанию Государственная аккредитация Общественная аккредитация Профессионально- общественная аккредитация Аккредитационные нормы деятельности Собственные требования и и образовательные результаты Требования рынка труда к подготовке выпускников Требования ФГОС (образовате льных стандартов) Требования профессио нальных стандартов

Единый экзамен для бакалавров как элемент независимой оценки результатов образовательной программы Отсев некачественных образовательных программ Срезовое измерение При условии установления общепризнанного порогового значения измерений (минимума обязательных образовательных результатов) Отбор и рейтинг лучших образовательных программ Срезовое измерение, часть обязательной ИА При условии наличия многоуровневости измерения, учета не только порогового значения, но и шкалы измерений Определение индивидуальных достижений выпускника ОПЦИОНАЛЬНО: Индивидуальное измерение При условии хорошей структурированности перспективно

Профессионально-общественная аккредитация Российские национальные рамки профессиональных стандартов и сертификаций только складываются, Профессиональные стандарты есть не везде, а в некоторых профессиональных областях не будут созданы в ближайшее время Объединения работодателей во многих профессиональных полях отсутствуют, а те, которые существуют, не имеют собственных инструментов и процедур для оценки образовательных программ - это не их основная деятельность Большое разнообразие профессий и профессиональных позиций после освоения программ экономических и менеджериальных направлений подготовки не дают отдельным объединениям работодателей полноты взгляда на качество подготовки (разрабатывать множество отдельных аккредитационных требований затратно и неэффективно)

Модель профессионально-общественной аккредитации уполномоченная работодателями организация КТО? Образовательные программы ЧТО? Выявление соответствия образовательной программы требованиям и ожиданиям работодателей, рынка труда, профессиональным стандартам Задачи? Качество подготовки - Анализ документов и материалов самообследования Уровень подготовки выпускников – Сертификация по требованиям профессиональных стандартов Возможные процедуры

Критерии и требования Соответствие целей образовательной программы задачам развития профессиональной области Участие работодателей в разработке образовательных стандартов Разработка профилей подготовки под заказ или по согласованию с работодателями, в соответствии с профессиональными стандартами Стратегия и цели образовательной программы

Критерии и требования Наличие базовых кафедр ведущих работодателей Наличие в ППС практиков с большим опытом работы Наличие учебных дисциплин (встроенных в учебный план или факультативных), разработанных с участием работодателей, реализуемых работодателями (конкретными компаниями, мастерами и т.п.) Наличие в структуре учебного плана дисциплин, предполагающих формирование компетенций для получения профессиональных сертификатов Соруководство представителей работодателей курсовыми, ВКР НИРС и проекты по заказу работодателей Наличие различных форм вовлечения студентов в профессиональную деятельность в рамках учебного процесса Организация практики студентов Образовательные технологии, адекватные формированию значимых профессиональных компетенций Организация и обеспечение (условия реализации) образовательного процесса

Критерии и требования Наличие в планируемых образовательных результатах ОП профессиональных компетенций, согласованных и одобряемых профессиональным сообществом/работодателями Наличие измерительных материалов/инструментов и процедур для оценки профессиональных компетенций (отраженных в профессиональных стандартах), привлечение к их разработке работодателей Участие работодателей в различных формах аттестации Участие студентов в конкурсах профессиональных компетенций (профессионального мастерства) Наличие у студентов/выпускников сертификатов по отдельным видам требований профессиональных стандартов Образовательные результаты (системные и профессиональные компетенции)

Критерии и требования Трудоустройство выпускников Удовлетворенность работодателей выпускниками, работающими у них Востребованность выпускников

Общественная аккредитация отдельные образовательные программы (образовательные организации) Российская Экспертные сообщества Международная EFMD, AMBA, CEMS, ЕСВЕ - в области бизнес-образования

Опыт реализации Государственного плана в Сибирском федеральном университете Работа в программе с 1998 г. Регионы взаимодействия: Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, Алтайский край Выпуск слушателей более 2000 человек

Цели общественной экспертизы Повышение эффективности и качества реализации российскими образовательными учреждениями образовательных программ; Совершенствование управления образовательными программами; Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений за счет распространения отечественного опыта в области подготовки управленческих кадров; Информирование общественности и защиты интересов потребителей образовательных программ (граждан, специалистов, рекомендующих организаций, субъектов Российской Федерации); Повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Оценка программы Конкурс образовательных программ Отчет о реализации программы Отчет о самооценке программы Общественная аккредитация (заочный и очный этапы)

Параметры общественной экспертизы на примере Президентской программы Реализация компетентностного подхода –Используемая модель компетенций менеджера –Взаимосвязь учебно-тематического плана образовательной программы с моделью компетенций менеджера –Многообразие активных методов обучения для развития и оценки компетенций –Оценка результатов подготовки –Формирование преподавательского состава с целью обеспечения освоения специалистами компетенций Практическая ориентация образовательной программы –Ориентация на существующие затруднения или стратегии развития направляющих организаций –Подготовка специалистов к российской и зарубежной стажировке –Формирование преподавательского состава с целью обеспечения практической ориентации образовательной программы Инновации и ресурсное обеспечение процесса подготовки –Инновации в процессе подготовки –Фактическое учебно-методическое обеспечение образовательной программы Управление образовательной программой –Формулировка миссии и целей образовательной программы (далее – Миссия) –Управление качеством образовательной программы

Совершенствование методики оценки качества Президентской программы подготовки управленческих кадров Структурировать непосредственно критерии в рамках системы оценки качества реализации программы Дополнить методику системой количественных показателей, позволяющих сравнивать достижения вузов в реализации программы

Единая модель? Очень неоднородный рынок труда Очень неравнозначные требования работодателей к качеству подготовки выпускников Специфика конкретной производственной области может быть отражена в рамках предлагаемой модели При сильном разбросе требований и процедур вузы(университеты) с большим числом направлений подготовки рухнут под бременем аккредитаций Различные формы аккредитации не должны дублировать друг друга – согласование позиций

Спасибо за внимание При подготовке презентации использованы: материалы заседания Комиссии по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации АВВЭМ (НИУ-ВШЭ) правила проведения общественной экспертизы образовательных программ, реализуемых в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации