Родителям о ФГОС дошкольного образования
Новые документы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации ( от г. 273) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (Приказ от г. 1014) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от г. 1155) Профессиональный стандарт педагогического работника (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от г. 544н.)
ОБ ОРИЕНТИРАХ СТАНДАРТА И О ТОМ, ЧТО ОН ИЗМЕНИТ В РАБОТЕ ДЕТСКИХ САДОВ Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники, передового опыта; Стандарт в образовании выступает гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В тоже время, это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами.
По словам председателя рабочей группы Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и быть направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования». «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».
Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики они должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.
Важное требование к современному дошкольному образованию - уход от академической направленности программ (А.М. Кондаков). Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.
Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются: гарантии полноценного развития ребенка; защита его от некомпетентных взрослых; регулирование и повышение качества педагогического процесса; создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников.
Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Поддержка индивидуальности детей, развитие творчества; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и физиологическим особенностям детей; Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, нации, языка, психофизиологических и других особенностей; Обеспечение преемственности Образовательных Программ дошкольного и начального общего образования; Объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В виде целевых ориентиров дошкольного образования которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования; Целевые ориентиры должны включать социальные, психологические характеристики личности ребенка; Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность в игре, конструировании, и др.Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность воплощения разнообразных замыслов.
Требования к структуре ОП дошкольного образования и ее объему. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к результатам реализации ООП дошкольного образования.
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
Гарантируют качественное дошкольное образование Доступ качественного дошкольного образования каждому ребенку из разных социальных групп. Учет интересов всех участников образовательного процесса, но прежде всего ребенка. Направлены на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательности, мотивацию в достижении успеха. Обозначены обязательства государства перед ребенком и родителями по дошкольному образованию Почему он необходим(основание для государственного финансирования). Единообразны для всей страны требования к результатам – целевые ориентиры.
Но необходимо учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва – информатизации, виртуальной реальности. Важно, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями. Не утратили свою удивительную особенность – маленьких Почемучек.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?», Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задавал вопросов «Почему?» С.Я.Маршак
Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады – безусловно, важные меры. Но детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается поддержкой семьи, как ключевого института развития и социализации ребенка. ФГОС создаёт такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были и государство, и семья, и педагоги.