Коррекционно-развивающая работа Педагог-психолог Мешалкина А.В.
Коррекционно-развивающая работа целенаправленное воздействие на нейропсихологические, психические или личностные структуры с целью обеспечения их полноценного развития и функционирования. система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации. дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Цель и задачи коррекционно- развивающей работы способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Задачи: психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Уровни психического развития 1. Нейрофизиологический уровень - психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражениях мозга; 2. Общепсихологический анализ предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики; 3. Возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка 1. Биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания; 2. Медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития; 3. Педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей; 4. Социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка; 5. Психологическая (деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.
Принципы психолого- педагогической коррекции Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного; единство коррекции и развития; единство возрастного и индивидуального в развитии; единство диагностики и коррекции развития; деятельностный принцип осуществления коррекции.
Виды психокоррекции 1) По характеру направленности: - Симптоматическая (кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа) - Каузальная (направлена на источники и причины отклонений). 2) По содержанию: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений; внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений.
Виды психокоррекции 3) По форме работы: индивидуальная; групповая; в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанная форма (индивидуально-групповая). 4) По наличию программ: программированные; импровизированные.
Виды психокоррекции 5)По характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; недирективная. 6) По продолжительности: · сверхкороткая (сверхбыстрая: длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов); · короткая (быстрая: длится несколько часов и дней, применяется для решения актуальной проблемы); · длительная (продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем); · сверхдлительная (может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного).
Виды психокоррекции 7) По масштабу решаемых задач: - Общая (нормализация микросреды клиента, регуляция психофизической, эмоциональной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизация процессов созревания психических свойств у личности); - частная (набор психолого-педагогических воздействий, адаптированных для детского и подросткового возраста психокоррекционных приемов и методик); - специальная (комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации).
Формы психокоррекционной работы с детьми и подростками Игротерапия (средство освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира) Арт-терапия Социально-психологический тренинг (ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении) Сказкотерапия Поведенческая терапия Психогимнастика, Су-Джок терапия Песочная терапия
Структура коррекционно- развивающего занятия Ритуал приветствия. Разминка. Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо). Основное содержание занятие (проведение игр, упражнений) Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.
Библиографический список Александров А.А. Психодиагностика и прсихокоррекция. / А.А. Александров. – М.: Питер, 2008 Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. / Р.В. Овчарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003