МБОУ – Раздольненская средняя общеобразовательная школа 19 Новосибирского района Новосибирской области
Я - водород. Я - водород, Родитель всех и всяких вод. Поверь, я самый лёгкий газ, И легче я в 16 раз, Чем ваш любимый кислород. Со мною вместе он даёт Ту воду, что вы пьёте, Которой вы живёте. В любой из клеток, что живёт, В состав вхожу я – водород. А в технике вам без меня Не обойтись и даже дня. Сказал ведь вам, что легче всех, И в том высокий мой успех. Вот старостат, воздушный шар, аэростат. Летать им без меня нельзя никак. И эти вот воздушные шары – Их наполняют мной – лети-лети-лети!
В 1766 году известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» (так часто называли в то время газы) действием цинка, железа или олова на разведенную соляную или серую кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением обычного атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, почему и получил название «горючего воздуха». Это был наш теперешний водород. Но лишь в 1787 году А. Лавуазье доказал, что этот «воздух» входит в состав воды, и дал ему название, гидрогениум», т.е. «рождающий воду», «водород».
Водород легчайшее из всех известных веществ (в 14,4 раза легче воздуха), это бесцветный газ, без вкуса и запаха, кипит (сжижается) и плавится (затвердевает) соответственно при 252,6°С и 259,1°С (только гелий имеет более низкие температуры плавления и кипения). Из всех газов водород обладает наибольшей теплопроводностью, удельная теплоёмкость, мало растворим в воде, но хорошо во многих металлах (Ni, Pt, Pd и др.), особенно в палладии (850 объёмов на 1 объём Pd). С растворимостью водорода в металлах связана его способность диффундировать через них. Жидкий водород очень лёгок и текуч.
Реагирует как восстановитель с: 1) кислородом (при поджигании или катализаторе, образуется вода) 2) серой, с образованием сероводорода (реакция обратима) 3) хлором при поджигании 4) фтором при обычных условиях 5) азотом (при высоком давлении или катализаторах, реакция обратима): 3H 2 + N 2 2NH 3 (аммиак) Реагирует как окислитель с щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды – сильные восстановители (с Ca реагирует при н.о.) Реагирует со сложными веществами, восстанавливая металлы средней активности из их оксидов: CuO + H 2 = Cu + H 2 O
1)Восстановление металлов 2)Топливо в двигателях 3)Синтез аммиака 4)Производство азотной кислоты 5)Производство удобрений 6)Получение соляной кислоты 7)Сварка металлов 8)Превращение растительных масел в твердые жиры
1....что водород заметил Парацельс в XVI в., когда погружал железо в серную кислоту. Водород изучен Кавендишем в 1766 г. и получен в чистом виде из воды Лавуазье в 1783 г что водород во вселенной является самым распространенным элементом. В межзвездном пространстве атомы водорода встречаются примерно в сто раз чаще, чем атомы всех остальных элементов, вместе взятых что жидкий водород в четырнадцать раз легче воды и что это самая легкая жидкость что на высоте 50 км в составе воздуха водорода содержится 3%, а на высоте 100 км его содержится 95% что при помощи стратостата, наполненного водородом емкостью в 25 ООО м 3 советские навигаторы Прокофьев, Бирнбаум и Годунов в 1933 г. поднимались на высоту 19 км.
6....что первый большой воздушный шар был построен в 1783 г. французом Шарлем. 7.…что в 1937 г. цеппелин «Гинденбург», наполненный водородом, взорвался, и из 99 пассажиров, находящихся на цеппелине, 48 человек погибли что в человеческом организме водорода содержится 10%, или около 7 кг весом.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С.В. Дьякович и И.А. Фесенко. «Внеклассная работа по химии». Методическое пособие учителям химии Новосибирской области. Новосибирск, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фелдьман. «Химия». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М:, Просвещение М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. «Развивающие игры для младших школьников», Ярославль. «Академия развития»