«Волшебные пальчики» Проект Группы «Лучик» Доу «Стрелец» ЦО 1858 Воспитатели: Лукина А.С. Белоусова Ю.Г. Проект Группы «Лучик» Доу «Стрелец» ЦО 1858 Воспитатели: Лукина А.С. Белоусова Ю.Г.
«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни »
Актуальность Анализ внешней среды Родители мало уделяют внимание развитию мелкой моторики Развитие общих способностей в любых видах деятельности Развитие тонких движений пальцев рук Функционирование речевых зон коры головного мозга Анализ диагностики показал большое количество детей с низким уровнем развития речи Анализ внутренней среды Родители редко дают детям в домашних условиях ИЗО материалы Экспресс- диагностика детей показала низкий уровень развития психических процессов Пальчиковая гимнастика впервые применяется в педагогическом процессе Целесообразность реализации проекта Родители практически не играют с детьми в пальчиковые игры Развитие эстетического мировосприятия Развитие способности к творчеству Развитие нравственности Формирование у детей правильной речи Развитие интеллекта Развитие психических процессов Родители не проявляют интерес к рисунку и не «читают» детские «каракули»
Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами. окружающими его людьми. Помогать детям осваивать доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования. Обогащать малышей яркими впечатлениями при ознакомлении с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Цель Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность. Задачи Воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать мелкую моторику пальцев рук, уровень сенсорного развития.
Воспитатели 1 мл. гр. Участники проекта Музыкальный руководитель Дети 1 мл.гр. Старший воспитатель Родители Логопед Психолог
Дети Родители Организованное обучение, совместная деятельность Консультации, беседы, рекомендации практикумы, и т.д. Домашние задания, игры, и т.д. Методическое сопровождение Воспитатель
I этап. Адаптационно-практический ( уч. г.) - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, и будет проявлять яркий интерес к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Обогащение играми уголка сенсорного развития, материалами – ИЗО уголка. II этап. Результативно-деятельный ( уч. г.) - Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности, мышления, речи детей. III этап. Диагностический ( Май 2014 г.) - Определение результата практической деятельности с детьми. IV этап. Итогово-перспективный (май- июнь 2014г) - Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий. Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми по развитию мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей 2 младшей группы. Создание развивающей среды.
Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разработка картотеки дидактических игр по развитию речи. Разработка ИТ картотеки «Пальчиковые игры», «Ознакомление с окружающим» Перспективный план проведения пальчиковых игр и упражнений на год. Перспективный план занятий по ИЗО деятельности. Организация предметно-развивающей среды для реализации задач по ИЗО деятельности, сенсорному воспитанию. Консультационный материал для родителей.
ПОЗНАНИЕУДИВЛЕНИЕИЗУЧЕНИЕ РАЗГЛЯДЫВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Знакомство с ИЗО материалом и действия с ним Подражание взрослому Интерес к следу, оставленному на бумаге Возникновение замысла Показ способов изображения в рисовании и лепке Знакомство со свойствами материалов и элементарными приёмами их использования
Упражнение Постепенный показ Чёткое произношение Темп Расслабление Комплекс упражнений Домашнее задание
Специальные упражнения для пальчиковой гимнастики Самомассаж пальцев рук Пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и в других видах деятельности Развитие мелкой моторики пальцев рук Развивающие сенсорные игры
Игры с мозаикой, конструктором, крупными пазлами Волшебная гусенница, Застёжки Панно с липучками « Собери картинку» Игры с бусами, прищепками Предметно развивающая среда Умные шнуровки « Башмачок» Пальчиковые упражнения и игры Весёлые карандаши, пальчиковые краски Уголок ряженья
Дидактические игры Занятия по изобразительной деятельности Организованная форма обучения Занятия по развитию речи Музыкально- ритмическая деятельность Чтение стихов, потешек, сказок Двигательная деятельность Игры на развитие сенсорных умений
Совместная деятельность Сюжетно-ролевая играТеатрализацияИзобразительная деятельность Рассматривание картинок, иллюстраций и игрушек Разучивание пальчиковых игр и упражнений Чтение художественной литературы, рассказывание сказок Обыгрывание игрушек Прогулки по территории д/с, наблюдения
Рисование пальчиками Рисование ладошкой Рисование кисточкой Рисование на манной крупе Рисование песком Рисование чем угодно Лепка из пластилина Лепка из солёного теста Лепка из съедобного теста Лепка из глины Налеп на картоне из пластилина Сочетание лепки с аппликацией на картоне
Дети Родители Педагоги Сформированы игровые навыки с пальчиками Сформирован устойчивый интерес к сенсорному материалу Расширен диапазона игр с дополнительным материалом: бус, крышек, камешков и т.д. Расширится диапазон познавательного индивидуального развития. Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития ИЗО деятельности Совершенствут в домашних условиях навыки пальчиковых упражнений, изобразительные действия, применяемых в детском саду Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений дома Повышение теоретического уровня и профессионализма Внедрение современных методов и технологий по развитию ИЗО деятельности, речи у детей Самореализация Обобщение и распространение опыта Сформировать устойчивый интерес к ИЗО деятельности Научатся пользоваться ИЗО материалом Смело и уверенно выполнят изобразительные действия
Результаты Дети проявляют интерес к ИЗО деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают о своих интересах в рисунке. Стали общительнее, появилась речь, дети стали играть в пальчиковые и дидактические игры, научились рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям. Перспективы дальнейшего развития проекта во 2 младшей группе Презентация: « Роль семьи в воспитании детей» Создать в предметно-развивающей среде зону песка и воды для игры. И столик для рисования песком. камешками, бусами, крышками, пуговицами, ракушками и т.д. Развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие, внимание, память. Проект по развитию у детей речи при помощи ИЗО деятельности, пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами. Эффект проекта в долгосрочной перспективе У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими. Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых). Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе. Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек. Расширить диапазон ИТ в воспитательно-образовательной работе. Дополнить приёмы нетрадиционного рисования и лепки.
Спасибо за внимание.