«Я- ребенок, и я имею право» Воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 51 » Засеевой Елены Николаевны Г. Владикавказ 2012
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
создание условий для формирования у детей правовой компетентности; ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально правовыми нормами и правилами поведения; формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого; создание в ДОУ правового пространства ; повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
Разработана система планирования работы; Обеспечено научно-методическое сопровождение; Подготовлен дидактический материал; Создана необходимая предметно - развивающая среда
Работа с педагогическим составом; Работа с детьми; Работа с родителями.
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Организованное обучение
Самостоятельная деятельность детей
Организован ная форма обучения Знакомство с правами человека Изобразитель ная, трудовая деятельность Проблемно- поисковая деятельность Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков Физкультурно- оздоровитель ная деятельность Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Беседы на этические темы, мини- дискуссии
Самостоятельная деятельность детей Продуктивные виды деятельности Двигательная активность Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Работа с литературой Разные виды игр
Ролевые, театрализованные, дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Поисково- эксперимен тальная Проблемная Продуктивная Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания
игровые занятия со знакомыми сказочными героями; КВН ; традиционные праздники – концерты; беседы; экскурсии; чтение художественной литературы; познавательные и развивающие игры; наблюдения.
Младший возраст Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: "Я - человек", « Мое имя», "Я и моя семья", « Я и мои игрушки", "Я и люди на Земле", "Я и мои права".
Старший возраст Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: " Знакомство с Декларацией прав человека", "Право на жизнь, свободу, семью", "Право на жилье, пищу, личное имущество", "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь", "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья", "Защита детей", "Право на дружбу и собственное мнение", "Я и общество".
Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреж- дения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоян- ной поддержки и активного участия родителей в правовос- питательном процессе.
С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей; О существовании Семейного кодекса известно лишь 58%, но смогли назвать свои права и обязанности только 28 %; Только половина родителей (54% ) понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права; 85,7 % родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права, вместе с тем, 73%, допускают щелчок по попе и 31 % - использование ремня, как наказания.
92% родителей наказывают своих детей (от физического воздействия до речевой агрессии); 92% опрашиваемых ответили, что их самих в детстве наказывали; 78% родителей объяснили, что их раздражает в ребенке капризы, ложь, истерики, непослушание, неаккуратность; 84% родителей не знают, в чем проявляется нарушение прав ребенка.
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; "трудный" ребенок.
Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья». Составляется социальный паспорт каждой семьи; Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.
Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к раз- решению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена пра- вовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистри- ровано ни одного факта жесто- кого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.
В соответствии с ФГТ правовое воспитание детей входит в такие образовательные области как: «Социализация», «Безопасность», «Познание» и «Коммуникация». В образовательной области «Безопасность» мы закрепляем с детьми: Представления о правилах поведения с незнакомыми людьми; Правила безопасного поведения дома, на улице, в детском саду, в природе; Умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей; домашний адрес и телефон; Знакомим детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях. В образовательной области «Социализация»: Совершенствуются и расширяются игровые умения детей: выбирать самостоятельно игру, тему, развивать сюжет; Формируются навыки сотрудничества, доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам разных национальностей; Продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине» - Осетии. Необходимо рассказывать детям о достопримечательностях родного края, культуре, традициях. Формируется умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивается стремление детей выражать свое отношение к окружающему
В образовательной области «Познание» реализуется право детей на развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития через следующие задачи: Сенсорное развитие; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание, ФЭМП, развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. В образовательной области «Коммуникация»: Продолжаем расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Знакомим детей с народными промыслами; Продолжаем развивать речь как средство общения. Учим детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты: убеждать, доказывать, объяснять. Поощряем попытки детей высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.