II МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАУЧНЫХ КНИГ» НОМИНАЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Рассказы о синонимах А втор: Логачёва Ксения, ученица 7 «а» класса МБОУ СОШ 3, с. Александров Гай Саратовской области Руководитель: Курова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 с. Александров Гай Саратовской области
Содержание 1. Цели и задачи работы ( слайд 3). 2. Содержание книги (слайды 4-7). 3. Синонимы в художественные произведениях (слайд8). 4. Использование схем для группы синонимов (слайды 9-10). 5. Рисунки М. А. Салина и Т. В. Варенцовой (слайды 11-12). 6. Выводы (слайд 13). 7. Использованная литература (слайд 14).
Цели и задачи работы 1.Познакомиться с книгой В. И. Кодухова «Рассказы о синонимах» 2.Расширить знания о синонимах. 3.Написать рецензию на книгу для школьной газеты «Язык мой – друг мой»
Содержание книги Книга состоит из десяти глав-рассказов. В первом рассказе говорится о том, что такое синонимы и почему они возникают. В следующем рассказе разъясняется, чем отличаются синонимы друг от друга. Далее речь идёт о переносных значениях слов и синонимии в языке художественных произведений.
Содержание книги Четвёртый, пятый и шестой рассказы посвящены словам иностранным, устаревшим и диалектным, их отношению к синонимике русского языка и уместности употребления в литературной речи.
Содержание книги Следующие два рассказа повествуют о синонимии в области имён собственных и о грамматической синонимике: синонимике морфем, грамматических форм и синтаксических конструкций.
Содержание книги Девятый рассказ о том, что такое культура речи, какие основные требования предъявляются к хорошей речи и как можно научиться говорить правильно, точно и выразительно. Последний рассказ о словарях синонимов, их составителях, о книгах, в которых говорится о синонимах.
Синонимы в художественных произведениях И вот из ближнего посада Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир; Вошёл… Ах, новость, да какая! Музыка будет полковая! Полковник сам её послал. Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране… А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Использование схем для групп синонимов
Обозначая в разных условиях общения одного и того же человека, разные имена (полные, уменьшительно-ласкательные) становятся как бы речевыми синонимами.
Рисунки М. А. Салина и Т. В. Варенцовой Объясняя значение устаревших слов, художники создают такой рисунок:
Рисунки М. А. Салина и Т. В. Варенцовой Рассказ о том, что фамилии действительно существовавших лиц нередко становятся названием открытия или изобретения, вида деятельности, свойств характера, художники представили рисунками:
Выводы 1.Книга В. И. Кодухова помогает учащимся овладевать богатством русского языка, правильно употреблять в речи синонимы. 2.Книга написана простым, доступным языком, так что прочитанное легко запоминается. 3.Необычные названия («Смеётся ли море?», «Когда петуха можно назвать кочетом?» и др.) привлекают внимание читателя, вызывают интерес, желание прочитать книгу.
Использованная литература 1.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. (П. 5 «Рецензия на книгу»). – М.: Дрофа, Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся. (Гл. «Отзыв и рецензия»). Сост.: Т. А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. М., «Просвещение», 1989.