Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативной компетенции учащихся
Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия: - присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок; - кроме программного, используется и внепрограммный материал; - организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной; - занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления; - в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование; - дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска; - требует серьезной предварительной подготовки.
Творческие принципы нетрадиционных уроков: - в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма; - необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке; - основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность; - важно поддерживать множественность мнений, альтернативность; - нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками; педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию; - необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Формы нетрадиционных уроков: уроки - экскурсии; уроки - игры (деловые, ролевые); уроки - дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции; уроки - исследования; уроки взаимообучения учащихся; уроки - соревнования (викторины, конкурсы); уроки - семинары; бинарные уроки.
Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме: 1. Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока. 2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным. 3. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок. 4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение. 5. Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения. 6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися общаться на иностранном языке, что является целью коммуникативной методики преподавания иностранного языка. Эта цель достигается за счет формирования коммуникативных навыков, которые представляют собой способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств стало одним из условий выполнения деятельности Нетрадиционные виды уроков иностранного языка являются залогом успешной речевой активности учащихся, с их помощью они приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур. Нетрадиционные виды уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, формировать и совершенствовать коммуникативные навыки.