Генеральный партнер Выездные проверки. Выемка документов
Выездные проверки и истребование документов. Оригиналы вместо копий. Глубина охвата проверкой. Исчисления срока проведения проверки. Приостановление проверки. Повторная выездная проверка. Ограничения и запреты. Допросы свидетелей. Дефекты протоколов и их использование в интересах компании. Экспертизы и оспаривание их результатов. Подготовка электронных документов к выездной проверке. Предоставление доступа к компьютеру бухгалтера налоговому инспектору. Создание бумажных копий электронных документов. Почему электронные документы лучше, чем бумажные при проведении выездных проверок. План вебинара
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа "Рекомендации Научно- консультативного совета по вопросам применения налогового законодательства" (по итогам работы заседания Совета, проведенного на базе Арбитражного суда Нижегородской области) (одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, протокол заседания Президиума от N 5) 2. Вопрос: Налогоплательщик в нарушение абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ представил налоговому органу документы на проверку не в виде заверенных копий, а в виде подлинников. Наказуемо ли данное деяние налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ? Ответ: Такое нарушение порядка (формы) представления документов на проверку не образует состав правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ. ВНП и истребование документов. Возможность представления оригинал документов вместо копий
Глубина охвата ВНП Статья 89 НК РФ: 4. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Исчисление срока ВНП. Приостановление проверки и её влияние на исчисление срока Статья 89 НК РФ: 6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. 8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Постановление Пленума ВАС РФ от Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса. Поэтому, принимая во внимание положения пункта 4 статьи 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки. Одновременно необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь нормой абзаца второго пункта 4 статьи 101 Кодекса, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. Статья 89 НК РФ: 9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Постановление Пленума ВАС РФ от По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Повторная ВНП. Ограничения и запреты Статья 89 НК РФ: 10. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Постановление Конституционного Суда РФ от N 5-П Признать положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 57 и 118 (части 1 и 2), в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом. Постановление Президиума ВАС РФ от N 17099/09 В соответствии с положениями, содержащимися в пункте 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, повторная проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, и, соответственно, имеет целью обеспечение законности и обоснованности принимаемых им решений. В рассматриваемом деле решение инспекции от N 9, принятое по результатам первоначальной выездной налоговой проверки, отменено управлением в порядке административного контроля решением от N 19-20/18/10807 ввиду его необоснованности. В данном случае повторная проверка, хотя и оформлена управлением в порядке пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически таковой не являлась, поскольку ее целью контроль не был. См. также Постановление Президиума ВАС РФ от N 15129/11
Допросы свидетелей. Дефекты протоколов и их использование в интересах налогоплательщика Неудобные вопросы для нехорошего свидетеля: 1. Можете ли Вы однозначно утверждать, что Вы не подписывали учредительные документы ООО «Х»? 2. Чем Вы можете объяснить, что данные Вашего паспорта упоминаются в учредительных документах ООО «Х»? 3. Понимаете ли Вы, какое значение имеет подпись учредителя в учредительных документах созданного им юридического лица? 4. Предъявлялись ли Вам работниками налогового органа (или кем-либо еще) при допросе учредительные документы ООО «Х», договоры, заключенные от имени данной организации, счета-фактуры и другие документы? 5. Допускаете ли Вы что ООО «Х» могло совершать какие-то нарушения закона? 6. Опасаетесь ли Вы преследования со стороны государственных органов в связи упоминанием Вашей фамилии в учредительных документах ООО «Х»? 7. Задавали ли Вам ранее какие-либо государственные органы вопросы, связанные с деятельностью ООО «Х» и какие именно, когда именно? 8. Когда Вам стало известно о регистрации на Ваше имя ООО «Х»? 9. Какие меры были Вами предприняты для выхода из состава участников ООО «Х» или обжалования действий государственных органов, зарегистрировавших эту организацию? 10. Обращались ли вы в судебные или иные органы с заявлениями о ликвидации ООО «Х»?
ВНП при ЭДО? Как подготовить документы? Как будет проходит проверка? Каким образом показывать документы? Каковы будут действия инспектора? И так далее …
Проверка отдельного документа 1. Формальная проверка 2. Арифметическая проверка 3. Правовая проверка 4. Проверка достоверности сведений Письмо ФНС РФ от N «О рекомендациях по проведению ВНП»
Хранение документов Электронный документСрок хранения Основание Счет-фактура4 годаПриказ Минкультуры РФ от N 558 (ст. 368) Первичные бухгалтерские документы не менее 5 летФедеральный закон от N 402 «О бухгалтерском учете» (ст. 29) Средства воспроизведения электронных документов и проверки подлинности ЭП не менее 5 летФедеральный закон от N 402 «О бухгалтерском учете» (ст. 29) Журнал учета, книги покупок/продаж не менее 4 летПостановление Правительства от N 1137
Варианты хранения электронных документов
Подготовка рабочего места инспектора + +
xml – формат счета-фактуры Приказ ФНС РФ от N ММВ
Печатная форма счета-фактуры
Просмотр документа в веб-клиенте
Выемка электронных документов При наличии у осуществляющих ВНП должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов (п.14 ст.89 НК РФ)
Истребование электронных документов Приказ ФНС РФ от N «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации)» Приказ ФНС России от N «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
Подведем итоги 1. Организовать хранение с оперативным доступом к электронным документам 2. Подготовить рабочее место для инспектора 3. Изучить порядок представления электронных документов по требованию
Не упустите момент!
Synerdocs Подключайтесь Synerdocs.ru Сообщите нам о своем желании, а дальше действовать будем мы.