Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергей Федорович Вельмяйкин
2 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 2012 г г г. 29 % 30,5 % 31,8 % ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ – 48,7 МЛН. РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 71,7 МЛН. РАБОТНИКОВ 2009 г. 27,5 % 2013 г. 32,2 % ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 %
3 Количество впервые выявленных заболеваний в Российской Федерации в г.г. (по данным ФСС России) Структура профессиональной заболеваемости в Российской Федерации (%): Нейросенсорная тугоухость Вибрационная болезнь Пояснично- крестцовая радикулопатия Хронический профессиональный бронхит Пневмокониоз
4 Численность пострадавших со смертельным исходом в Российской Федерации в г.г. (по данным Роструда) г г.2010 г г г г Оперативные данные о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности в 2013 г.
5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 956 млрд. рублей 2,1 % от ВВП Потери работодателей (включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели) 1,94 трлн. рублей 4,3 % от ВВП Суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты)
6 Федеральный закон от ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещает работу на рабочих местах с вредными условиями труда Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Конфликт правовых норм
7 Любая деятельность потенциально опасна - невозможно обеспечить нулевой риск. БЫЛО! НЕОБХОДИМО! Переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска
8 С 1 января 2014 г. введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах – СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА Принят федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ПЕРВЫЙ ШАГ
9 ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ВТОРОЙ ШАГ
10 ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ 426-ФЗ и 421-ФЗ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Создана современная система оценки условий труда в части выявления вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека
11 Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый20,0% оптимальный10,0% Создан законодательный механизм стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда
12 ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ 426-ФЗ и 421-ФЗ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Снижена административная и финансовая нагрузка на работодателей в области охраны труда в результате введения декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и упразднением сертификации организации работ по охране труда
13 ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ 426-ФЗ и 421-ФЗ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усилена административная ответственность за нарушения требований охраны труда
14 Дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (статьи 92, 117, 147 ТК РФ) Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 % Сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса условий труда на рабочих местах
15 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ Чем выше уровень вредности на рабочем месте – тем больше объем гарантий и компенсаций
16 СТАТУС ЭКСПЕРТА, ПРОВОДЯЩЕГО СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА Не входит в комиссию по проведению специальной оценки условий труда Самостоятельный субъект в сфере специальной оценки условий труда – статус подтверждается сертификатом эксперта Эксперт принимает юридически значимые решения: - по проведению замеров вредных и опасных факторов - по использованию данных производственного контроля Эксперт принимает юридически значимые решения: - по проведению замеров вредных и опасных факторов - по использованию данных производственного контроля Несет персональную административную ответственность, вплоть до 3-х лет дисквалификации
17 Основные задачи Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Российской Федерации на 2014 год
Раздаточный материал ко II Всероссийскому Съезду специалистов по охране труда размещен на странице Съезда vssot.aetalon.ru