"Путеводительница" ОДИГИТРИЯ - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Advertisements

Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Подготовила Оникова Мария 10 «б» класс. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора.
Тема урока: Образ Богородицы в русской иконописи. Иконографический тип изображения Богородицы «Одигитрия».
«Священный лик Богоматери». Мать Пресвятой Богородицы. Праведная Анна с младенцем Марией.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Типы и самые известные работы. Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается.
1.Тезис. «Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда.
Презентация Соболевой Екатерины. ВЛАДИМИРСКАЯ. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ,
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Образ Богородицы в иконографии. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Нерукотворный образ – Святой убрус (борода разделена на две части)
Под покровом Пресвятой Богородицы Рождественские чтения 2008 психолог Пикулина Н.Б., психолог Школа 12, г. Сергиев Посад -14.
МИР ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. КАК ЧТЯТ ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ СПИСКИ? Часто бывало так, что одна какая- ни будь икона начинала обильно.
Транксрипт:

"Путеводительница" ОДИГИТРИЯ - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие. Смоленская

Иверская

Тихвинская

Троеручица

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции, например «Казанская».

ВАСИОТИССА - именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая". В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" - "Сладкое лобзание". «Милостивая" Начало XIII в. Из Успенского собора Московского Кремля

Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Первая треть 12 века

К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Взыскание погибших, 16 векВолоколамская, 1572 г.

Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции. Феофан Грек, Москва е гг.

В редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская". Первая половина XVII в. Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле.

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние Младенца". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. 15 век, Прилеп (Македония), церковь св.Николая

Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. Яхромская Последняя четверть 14 века, Византия

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Вторая половина II в. Катакомбы Св. Прискиллы, Рим, Италия

Отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа год, Симоновский монастырь, Афон

«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» - икона Богородицы, относящаяся к иконографическому типу Умиление г.

Богоматерь изображается держащей на одной руке Младенца, другой же рукой в сострадательном жесте прикасается к Своему лбу. Голова Марии склонена к Иисусу, держащему в руках свиток.

Этот условный тип изображения Богородицы иллюстрирует тот или иной эпитет, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. «Акафистные» иконы Пресвятой Богородицы Благоуханный цвет Аз есмь с вами В родах Помощница

Сюда следует отнести изображения Богоматери с Младенцем на престоле - "Всемилостивая" (Панахранта). 520-е годы Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия Мозаика нижнего регистра на северной стене.

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. 867 г. Византийская школа, мозаика в Соборе Св. Софии, Стамбул (Константинополь), Турция

Из икон этого типа в России наиболее известны "Державная" и "Всецарица". Державная, вв. Всецарица

Иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных. 19 век

Иконографическая схема иконы "Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника.

В композиции иконы "Гора Нерукосечная" Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д.

Икона "Нечаянная радость" построена по принципу «икона в иконе». Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление. 19 век

В центре образа "О Тебе радуется обрадованная вся тварь"изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. 15 век, Новгород

Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима.

В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. 15 век

КИРИОТИССА (по названию монастыря) - иконографический тип Богоматери, изображенной стоящей и держащей Младенца перед собой. Валаамская Из Троице-Сергиевой лавры

НИКОПЕЯ (греч. - победоносная) - особый иконографический тип изображения Богородицы, держащей Младенца прямо перед собой. X век