"Путеводительница" ОДИГИТРИЯ - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие. Смоленская
Иверская
Тихвинская
Троеручица
Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции, например «Казанская».
ВАСИОТИССА - именование одного из иконографических изводов Богоматери Одигитрии: Богородица изображена стоящей с Младенцем на правой руке.
Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая". В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" - "Сладкое лобзание". «Милостивая" Начало XIII в. Из Успенского собора Московского Кремля
Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Первая треть 12 века
К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Взыскание погибших, 16 векВолоколамская, 1572 г.
Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции. Феофан Грек, Москва е гг.
В редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская". Первая половина XVII в. Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле.
Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние Младенца". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. 15 век, Прилеп (Македония), церковь св.Николая
Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. Яхромская Последняя четверть 14 века, Византия
Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Вторая половина II в. Катакомбы Св. Прискиллы, Рим, Италия
Отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа год, Симоновский монастырь, Афон
«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» - икона Богородицы, относящаяся к иконографическому типу Умиление г.
Богоматерь изображается держащей на одной руке Младенца, другой же рукой в сострадательном жесте прикасается к Своему лбу. Голова Марии склонена к Иисусу, держащему в руках свиток.
Этот условный тип изображения Богородицы иллюстрирует тот или иной эпитет, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. «Акафистные» иконы Пресвятой Богородицы Благоуханный цвет Аз есмь с вами В родах Помощница
Сюда следует отнести изображения Богоматери с Младенцем на престоле - "Всемилостивая" (Панахранта). 520-е годы Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия Мозаика нижнего регистра на северной стене.
Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. 867 г. Византийская школа, мозаика в Соборе Св. Софии, Стамбул (Константинополь), Турция
Из икон этого типа в России наиболее известны "Державная" и "Всецарица". Державная, вв. Всецарица
Иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных. 19 век
Иконографическая схема иконы "Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника.
В композиции иконы "Гора Нерукосечная" Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д.
Икона "Нечаянная радость" построена по принципу «икона в иконе». Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление. 19 век
В центре образа "О Тебе радуется обрадованная вся тварь"изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. 15 век, Новгород
Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима.
В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. 15 век
КИРИОТИССА (по названию монастыря) - иконографический тип Богоматери, изображенной стоящей и держащей Младенца перед собой. Валаамская Из Троице-Сергиевой лавры
НИКОПЕЯ (греч. - победоносная) - особый иконографический тип изображения Богородицы, держащей Младенца прямо перед собой. X век