Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся Выступление на семинаре. Дедюхина Л.В.
Проблема: Как предотвратить низкое качество знаний и неуспеваемость у учащихся?
ВКЛЮЧЕННОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Решение проблемы включенности позволит решить многие другие: дисциплина на уроке ; низкая мотивация учащихся; слабая воля к преодолению трудностей; невнимательность на уроках; слабый текущий контроль; нерегулярное выполнение домашних заданий.
О полной включенности ученика в учебный процесс мы можем говорить только тогда, когда ребенок: - по поводу изучаемой темы думает, рассуждает и старается понимать. - обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, обсуждает содержание изучаемого, оформляет его в текст. - выполняет определенные действия по поводу изучаемой темы.
Включенность = Мышление + Действие + Речь.
Урок можно считать достаточно эффективным, когда каждый ученик может выполнять осваиваемые на уроке действия, операции, проговаривая их в развернутом виде вслух.
В структуре урока речевые фазы поэтапного формирования планируемых действий учащихся можно реализовать: - в форме выслушивания учителя, который проговаривает осваиваемое действие, процедуру (этап пассивной речи);- через хоровое проговаривания действия; - через проговаривание друг другу или попеременное проговаривание друг другу, с одновременным выполнением действия; -через выполнение действия с комментированием, проговаривание процесса его выполнения себе вполголоса
Обеспечение роста числа детей, включенных в урок на разных его этапах – задача реально достижимая. Это можно осуществить через планирование и организацию урока на основе принципа включенности каждого ребенка во все этапы усвоения, реализуемые на уроке, а также через использование речевой работы каждого ребенка в специально организованных диалогах.
Парная форма учебной работы даёт возможность говорить каждому ученику и требует специального управления поведением детей и арсенала речевых умений.
Речевые включения нужны там, где действие или операция не возникают у большей части учащихся. Всякий раз, когда тот или иной вид деятельности вызывает затруднения у большей части ребят и приводит к большому числу ошибок, это указывает на необходимость перевода какой-то части действий в речевой этап.
Введение парной организационной формы на разных этапах процесса усвоения, реализуемого в уроке, позволяет повысить степень завершённости в реализации каждого этапа урока и включить большое число учащихся в учебный процесс. Тем самым возникает число учебных ситуаций, в которых благодаря переводу части действий в речевые фазы усвоения, ученики могут усваивать учебный материал более осознанно и успешно.
Такая организация учебного процесса создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая формирование важнейшей компетентности личности – умения учиться. В соответствии с этим происходит процесс развития личности, развитие самосознания, позитивной самооценки, освоение социальных ролей, норм и правил.
Включенность МБОУ «СШ 5» в городской инновационный комплекс. Тип вхождения: «Школа сотрудничества». Сроки январь 2014г – март 2015г. Формы коммуникации: 1Учитель начальной школы – учитель средней и старшей школы. 2. Учитель средней и старшей школы – учитель средней и старшей школы. 3.Учителя школы - учителя, работающие с детьми ОВЗ. 3. Учитель школы 5 – школы комплекса. 4.Учитель школы 5 – дистанционные консультации. 5. Учитель- ученик. 6. Учитель- родитель. 7. Ученик- ученик. 8. Родитель- ученик.
Имеющийся резерв( возможности). Учителя начальных классов владеют критериями для построения урока по ФГОС, три учителя начальной школы проучены и успешно используют на уроках орг.диалог и речевые фазы, шесть учителей среднего звена проучены и используют на уроках орг.диалог. Направления деятельности. Формирование познавательных УВД средствами оргдиалога. Смысловое чтение 2-3 классы.( не менее 3 фрагментов урока). Цель: Организация сотрудничество между учителями начальной школы, средней и старшей школы, учителями муниципального комплекса для изменения урока по критериям ФГОС через применение оргдиалога и речевых фаз.