Всё о гласных о-ё после щипящих (Из серий «Обучение детей с разным типом мышления», « Уроки в свете ФГОС») Слайды для практических занятий Русский язык 6 класс Горшенина Алла Александровна Учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ им.Н.Р.Ирикова»
От автора учителя начальных классов МБОУ-СОШ г. Белгорода Шуклиной Ирины Владимировны В данной презентации наряду со своими заданиями был использован языковой материал и отдельные виды заданий мастер-класса учителя начальных классов МБОУ-СОШ г. Белгорода Шуклиной Ирины Владимировны Спасибо огромное!
Метафора Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
Комментарий Данная метафора или любой другой удачно подобранный элемент создают положительный настрой на работу, вселяют определённую уверенность в собственные силы
Всё в твоих руках Исследуй.., ищи.., пробуй.., - всё получится, и ты достигнешь намеченной цели
Внимание вопрос! Где вы можете получить информацию о всех, изученных вами орфографических правилах? На какие основные моменты вы обращаете внимание в орфографических правилах?
Внимание ответ! Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо определить «траекторию движения» в поисках ответа
Исследуйте слова данного предложения Ваши действия: шаг 1-й… Ш…л по ш…ссе с грач…м маленький галч…нок.
Работаем в паре у доски Обсудите, кто что будет делать… Сформулируйте тему урока Поставьте перед собой цель: я хочу знать…, уметь…
Тема урока Гласные О и Ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи
Я хочу Знать : способ выбора О-Ё после шипящих Уметь : обосновывать выбор О-Ё после шипящих
Внимание задание! Вспомните и запишите в тетради шипящие звуки ( карточки) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите шипящие звуки?
[Ж] [Ш] Что вы можете сказать об этих звуках? согласные твёрдые шипящие парные: [?] - звонкий, [?] - глухой [Ч] [Щ] Что вы можете сказать об этих звуках? согласные мягкие шипящие глухие
Что общего между словами? Пчёлка, шёлковый, шорты, анчоус, жёсткий, щёчка, шоу, молодожёны, щётка, причёска, чёлка, шёпот, шорох, капюшон, крыжовник, зачёркивать, шоссе, Боржоми
Лексическая работа
Анчоус Жокей Шоссе Боржоми «Боржоми» Шоу
Пчёлка, шёлковый, шорты, анчоус, жёсткий, щёчка, шоу, молодожёны, щётка, причёска, чёлка, шёпот, шорох, капюшон, крыжовник, зачёркивать, шоссе, Боржоми Какой звук слышится после шипящих? В чём заключается проблема? Разделите слова на две группы, рядом с каждым напишите однокоренные.
Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания. пчёлка пчела шёлковый шелковистый жёсткий жестокий щёчка щека молодожёны жена щётка щетина причёска чесать чёлка чело шёпот шептать зачёркивать зачеркнуть шорты - шортики анчоус шоу шоумен Боржоми шорох капюшон капюшончик крыжовник крыжовенный шоссе- шоссейная
Вывод: Ё- в однокоренных словах произошла замена звука. О в однокоренных словах замены звука [О] не произошло. Пчёлы – пчела Щётка - щетина Шорты - шортики
Маленький зайч…нок, смешной медвеж…нок, белый верблюж…нок Старая одеж…нка, ветхая лодч…нка, рваная рубаш…нка
Грошовый Ежовый Парчовый Плюшевый
Стажёр Дирижёр
Солнце печ…т, реч…нка теч…т
Сгущёнка ( от сгустить ) Тушёнка ( от тушить )
Горячо Свежо Нагишом
Кирпичом Врачом Ключом
Чужого Большого Рыжего
В частях слов каких частей речи может встретиться орфограмма «О, е, ё после шипящих и ц»? слов любой части речи ^ существительных ^ прилагательных ^ наречия существительных прилагательных глаголов
Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова. По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……., а в кузове тряслись …………………., …………., …………, ………. и ……….. Каждый был занят своим делом. ……… ел …………, ………… ……………. ……………., нанизывая его на …………. ……….... …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза ………….. Настроение у всех было ………………. Будто ехали они на веселое ………….. Вдруг послышался …………. Это лопнул ………. …… ………. ……………….. Все были ……………… происшедшим.
Визуализация Представьте себе вкусную шоколадку. Какого цвета бумажка, в которую она завёрнута? Вы можете отломить кусочек. А теперь возьмите кисточку и закрасьте изображение шоколадки. Или сотрите его воображаемой тряпкой. Теперь на месте шоколадки представьте слово « шоколад». Сколько в нём букв «о»? Какая буква вторая по счёту? Можете раскрасить это слово, если хотите. А теперь снова представьте себе шоколадку, ощутите её приятный вкус и запах. Снова сотрите изображение и напишите слово «шоколад». Какие ещё слова с буквой О после шипящей в корне вы можете еще вспомнить?
Лексическая работа Шорник – тот, кто изготавливает шорные изделия Шоры – боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие глядеть в стороны Шоры –конская упряжь без дуги и хомута
Лексическая работа Шомпол - стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном оружии или, для забивания заряда в ружья, заряжаемые с дула « Забил заряд я в пушку туго…»
Домашнее задание Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы. Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки. Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.