Лукьянова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебной работе Организация работы команды педагогов МОУ - Лицея 2, реализующих ФГОС ООО 22 апреля 2014 г. Областная методическая конференция «Моделирование образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений __________________________ План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
Перешли на ФГОС в уч. году В настоящее время в Лицее обучается 1249 учеников Количество «пилотных» классов начальной школы на 1 сентября 2013 года (1-4 кл.) – 19, количество учителей начальной школы – 19 Количество «пилотных» классов основной школы (5-6 кл.) – 8, количество учителей основной школы - 30 Доля лицеистов, обучающихся в соответствии с ФГОС, в общей численности – 58,3 %
Какова основная мысль ФГОС ? «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя» Элберт Грин Хаббарт ( ) «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя» Элберт Грин Хаббарт ( )
Системные задачи Новый подход к системе повышения квалификации учителя Создание новой образовательной среды Организация образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС Создание эффективной системы оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся Обеспечение гласности и прозрачности всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль за введением Стандарта
Стартовые условия Лицея достаточно высокий уровень развития материально-технической базы Лицея многолетние учебные и воспитательные традиции, сильный новаторский педагогический коллектив, позволяющие готовить образованных, воспитанных, конкурентоспособных выпускников опыт участия в экспериментальной и инновационной деятельности, на тот момент Лицей работал по 3-м экспериментальным площадкам: 2 муниципального уровня: «Формирование универсальной ключевой компетентности у старшеклассников в учебной (профильной) деятельности (8- 11 кл.)» ( гг.); «Математическое моделирование реальных процессов как необходимое средство учебной и будущей профессиональной успешности (5-11 кл.)» ( гг.) 1 регионального уровня: « Моделирование образовательной среды, способствующей формированию метапредметных образовательных результатов (1-4 кл.)» ( гг.) развитая информационная среда. Доля учителей, постоянно использующих в работе ЭОР, – 92%
Кадровый потенциал Лицея С 2010 г. прошли курсовую подготовку в соответствии с новыми требованиями: 100% учителей начальных классов 50 % учителей средней и старшей школы 87 % администрации С 2010 г. прошли курсовую подготовку в соответствии с новыми требованиями: 100% учителей начальных классов 50 % учителей средней и старшей школы 87 % администрации
Структура (направленность) классов Углубленное изучение отдельных предметов по направлениям (8 -9 кл.): математическое (с углубленным изучением математики) химико-биологическое (с усилением часов химии и биологии) социально-гуманитарное (с углубленным изучением истории и обществознания) Профильное обучение: химико-биологический (10-11 кл.) физико-математический (10-11 кл.) социально-гуманитарный (10-11 кл.) информационно-технологический ( кл.) социально-экономический (10-11 кл.)
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата предметные личностные метапредметные Результаты образования
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Предмет оценки достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования
Результаты анкетирования учителей Испытывают затруднения в составлении заданий, направленных на формирование УУД, - треть учителей Испытывают затруднения в определении уровня сформированности УУД школьников - почти все учителя
Педагогический совет «Методическое сопровождение реализации ФГОС: профессиональные и личностные проблемы», 22 марта 2013 г.
Программа развития Лицея «Наш Лицей – лицей достижения качественного современного образования и успешной социализации» Срок действия - с 2012 по 2016 гг. Цель Программы - создание условий устойчивого развития лицея, направленного на формирование безопасного открытого образовательного пространства, обеспечивающего максимально благоприятные условия для саморазвития, самообразования субъектов образовательного процесса в контексте стратегии государственных стандартов нового поколения
Показатели качества знаний обучающихся за период реализации ФГОС ООО
Федеральный мониторинг оценки качества основного общего образования Цели мониторинга: Познакомить школы, муниципалитеты и регионы с электронной системой, которой они смогут в дальнейшем пользоваться бесплатно для организации своего мониторинга Провести мониторинговое исследование для определения динамики качества образования с переходом на ФГОС Познакомить учителей с видами проверочных работ по ФГОС
Первые итоги эксперимента по введению ФГОС ООО Концептуальные идеи и прописанные пути реализации стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой Материально-технические возможности Лицея позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно Наблюдения за работой учителей, реализующих ФГОС ООО в 5-х и 6-х классах, позволяет сделать вывод, что учителя Лицея обладают определенным уровнем методической подготовки, владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ - средствами
Проблемы, выявленные коллективом Лицея при апробации ФГОС ООО Сложившаяся за предыдущие годы традиционная методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий В части оценочной деятельности и диагностики влияние внешних оценок мешает эффективному введению новой системы контроля в оценочную деятельность обучающихся Отсутствие четко разработанной системы диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя Проведение комплексной диагностики и анализ результатов требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, реализующих ФГОС ООО
Лукьянова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебной работе Благодарю за внимание !