ШКОЛЬНЫЙ САЙТ как развивающая образовательная среда М.В.КАЛУЖСКАЯ «ШКОЛЬНЫЙ САЙТ на 100%» модуль программы дополнительного профессионального образования «Создание медиасреды ОУ»
ЛЮБИМЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ
САЙТ ВАШЕЙ ШКОЛЫ Помогает ли вам школьный сайт в повседневной профессиональной деятельности?
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС Как сделать сайт ОУ действенным и полезным для школьного сообщества?
СТРАТЕГИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА Шаг 1. Вовлечь и смотивировать директора и всю административную команду. Если директор – «чайник», то начинать надо с него и его ближайших помощников: главное – смена установки и выращивание потребности в эффективном школьном сайте. Шаг 2. Организовать наступление с двух флангов. Во-первых, запустить обсуждение структуры и миссии сайта в ученических коллективах (провести деловые игры, дискуссии, конкурсы проектов); во-вторых, начать мотивационную и обучающую программу для учителей. Шаг 3. Объединить два потока и провести ключевую встречу (деловую игру) – для выработки видения и определения структуры сайта.
ШКОЛЬНЫЙ САЙТ – ЭТО: визитная карточка; творческая лаборатория, информационный канал, коммуникативная площадка, центр дистанционного образования, библиотека статей, книг и работ, виртуальный методический центр и т.д.
ТИПЫ САЙТОВ 1.Корпоративный сайт; 2.Интернет-магазин; 3.Информационный или сервисный портал, контент-проект; 4.Промосайт; 5.Персональный проект, блог; 6.«Куча мала».
ПЛАН ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Вводный опрос. –Какие страницы, разделы школьного сайта вы знаете? –В какие разделы заглядываете, какие регулярно посещаете? Почему? –Какие еще образовательные сайты вам знакомы? Почему вы их посещаете? Закончите фразу «ШКОЛЬНЫЙ САЙТ – ЭТО…» Игра «Пожелания – предложения» (делимся на команды УЧЕНИКИ – РОДИТЕЛИ – УЧИТЕЛЯ – РУКОВОДИТЕЛИ) «Мозговой штурм»: разработка концепции и структуры раздела (страницы) ; Представление разделов; Фиксация результатов. Конкретные поручения и планирование работы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД Какие разделы, страницы, сервисы должны появиться на школьном сайте специально для поддержки учителей, учеников, родителей, других пользователей?
ЗАДАНИЕ 2 Проектируем структуру разделов, выбранных большинством голосов
РАБОТАЮТ «ПРОФИ» Формируем рабочую группу – из наиболее мотивированных и квалифицированных представителей школьного сообщества; Намечаем план действий, разбиваем на этапы, распределяем функции; Планомерно работаем по направлениям – результатом является эскизное ТЗ.
СОЗДАЕМ КОНЦЕПЦИЮ Общая стратегия развития; Целевые аудитории; Контент; Дизайнерское решение; Функциональности и сервисы; Техническая инфраструктура; Продвижение; Создание, поддержка и развитие.
Стратегия развития Изучаем сайты-конкуренты; Формулируем цели и задачи; Задаем критерии эффективности; Определяем необходимый объем финансирования; Формулируем уникальное предложение; Определяем точки контакта с клиентами (посетителями).
Целевые аудитории Выставляем требования к разграничению прав доступа, список пользовательских ролей; Учитываем запросы всех целевых аудиторий; Определяем основные сценарии поведения пользователей.
Контент Определяем оптимальный способ конструирования материала; Задаем способы навигации; Составляем карту сайта; Формулируем требования к подготовке текстовых и других материалов (фото, аудио, видео, файлов для скачивания).
Дизайнерское решение формулируем требования: к дизайну всех основных и вспомогательных страниц; к размещению иллюстраций, шрифтам, анимации и т.д.
Функциональности и сервисы Определяем наиболее полезные сервисы; Описываем стандарты их работы; Составляем требования к организации обратной связи.
Техническая инфраструктура Выбираем доменное имя; Устанавливаем систему управления контентом и программное обеспечение; Определяем все средства и формы доступа; Учитываем основные риски и определить политику безопасности; Формулируем требования к интеграции сайта с третьими сторонами.
Продвижение Определяем основные приоритеты для подачи информации и способы их демонстрации; Формулируем основные принципы продвижения; Предусматриваем оптимизацию сайта под требования поисковых систем.
Создание, поддержка и развитие Составляем план создания и развития сайта; Формулируем требования к команде разработки/поддержки; Создаем регламенты работы; Находим идеи и «фишки», способные вызвать особый интерес аудитории.
Факторы успеха (1) воспроизведение в режиме on-line реальной событийности школьной жизни; возможность интересной «виртуальной экскурсии» для каждого посетителя; работа с различными целевыми аудиториями (главные из которых – ученики, родители и педагоги школы); удовлетворение не только высокодуховных, но и прагматических запросов посетителей;
Факторы успеха (2) набор «простых и сермяжных», но необходимых сервисов (постоянная публикация расписаний, домашних заданий, планов занятий, праздничных календарей, объявлений, фото и видеоотчетов и т.д., и т.п.); удобная навигация, приятный интерфейс с корпоративной символикой; отражение всех и всяческих успехов представителей школьного сообщества; широкое поле для продуктивной деятельности всех желающих.
ВЫВОД ПРОСТ: Если педагоги, ученики, родители и администраторы включаются в живой процесс проектирования сайта, то получившийся ресурс наверняка сможет удовлетворить их потребности и быть действительно полезным и интересным.
ПРИ ЭТОМ САМА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ САЙТА ПРЕВРАТИТСЯ В ЭФФЕКТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПРОДУКТИВНУЮ РАБОТУ!