Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год
Вызовы школьному образованию морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов низкий уровень рождаемости снижение физического, социального и психического здоровья населения
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Воспитание в общеобразовательной организации – создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач
Воспитательная деятельность рассматривается как компонента (составляющая) педагогического процесса в каждом ОУ, охватывает все составляющие образовательной системы школы, направленные на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях Воспитательная компонента формируется на межведомственной основе Воспитательная компонента деятельности ОУ является неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства России
Воспитательная система Воспитательная составляющая в деятельности ОУ является самостоятельным направлением и отвечает за формирование воспитательной системы, воспитывающей среды, воспитательного потенциала обучения, воспитательной деятельности
Формирование позитивной модели поведения обучающихся Обеспечение условий для нормальной адаптации и адекватного развития личности в обществе, государстве, мире Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах Гармонизация интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи Повышение осознания ответственности за принимаемые решения о осуществляемые действия
Целевые группы Программы: Дети, молодежь Работники образования с социальной сферы Представители общественных объединений Государственные и муниципальные служащие Родители и члены семьи
Основные принципы реализации Программы: Качественно новое представление о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта Баланс государственного, семейного и общественного воспитания Субъект-субъектный характер взаимодействия, равноправное партнерство между всеми участниками Принцип личностной самоценности Принцип культуросообразности, поликультурности, многоукладности жизни в стране и в отдельном регионе Коллективное воспитание Развитие социальной и культурной компетентности личности Создание дополнительных условий для социализации детей с ограниченными возможностями Государственно-общественное управление Воспитывающее обучение и т.д.
Воспитательная компонента определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций
Принцип «социального закаливания» Принцип «социального закаливания» – включение школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции
Сроки и этапы реализации Программы: Сроки, этапыСодержание Первый этап: годы Подготовка проектов нормативно-правовых актов, разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации программы. НИР. Форумы, конференции, семинары, конкурсы, олимпиады и др. Второй этап: годы Разработка и проведение государственных и общественных проектов по реализации Программы. Разработка методрекомендаций, ПК Третий этап: годы Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы